Иран под ударом Трампа: новая болезненная волна санкций

Еще в минувшем мае президент США Дональд Трамп, заявив о выходе из иранской ядерной сделки, выдвинул 12 требований, которые необходимо выполнить Тегерану для того, чтобы Вашингтон не стал ужесточать санкционный режим.

Иран под ударом Трампа: новая болезненная волна санкций  | Иллюстрация KPG Ivary/shutterstock

Иллюстрация KPG Ivary/shutterstock

Ирану, в частности, предлагалось предоставить инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) неограниченный доступ ко всем своим военным объектам, вывести все силы «под иранским командованием» из Сирии, прекратить угрозы в адрес Израиля, отказаться от поддержки хуситов в гражданской войне в Йемене и движения «Талибан» (запрещено в РФ) в Афганистане. В случае невыполнения этих требований Трамп пообещал ужесточить санкционный режим, введя новые ограничительные меры. Ни одна из других стран — участниц многостороннего соглашения по ядерной программе Ирана данное американское решение не поддержала. Об этом сообщило РИА «Новости».

Соглашение между Ираном и «шестеркой» международных посредников (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция, Германия) было заключено, напомним, в июле 2015 года. Оно накладывает ограничения на развитие ядерной программы Ирана в обмен на снятие экономических и финансовых санкций против страны, приостановленных в январе 2016 года после подписания всеми участниками ядерной сделки Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).

Ссылаясь на данные минфина США, РИА «Новости» сообщило, что возвращаются санкции на приобретение Ираном американских долларов, на торговлю золотом и другими ценными металлами, на продажу, поставку или торговлю алюминием, сталью, графитом и углем. Ведущий специалист по Ирану из Международной кризисной группы (International crisis group) Али Ваез рассказал, что санкции, которые вновь вступили в силу в августе, направлены также на финансовые сделки, услуги по страхованию.

4 ноября вступит в силу вторая, еще более болезненная волна санкций, которые будут призваны ограничить возможности Ирана экспортировать нефть. Они затронут операторов иранских портов, судостроителей и морской транспорт, энергетическую отрасль страны.

Позиция Трампа по ядерной сделке с Ираном неоднократно подвергалась критике со стороны дипломатических ведомств государств — участников подписания СВПД, расценивающих его как важный элемент системы международной безопасности. Стоит ли поэтому удивляться, что Еврокомиссия предприняла шаги по сохранению интересов европейских компаний в Иране. Ею был разработан блокирующий регламент, который позволяет европейским компаниям не соблюдать экстерриториальные действия санкций США и возмещать убытки, возникающие в результате таких санкций.

«Мы глубоко сожалеем о повторном наложении санкций со стороны США, которое стало возможным в связи с тем, что ранее американская сторона вышла из СВПД. Сохранение ядерной сделки с Ираном — это вопрос уважения международных соглашений и вопрос международной безопасности», — говорится в совместном заявлении руководителей МИД Франции, Великобритании, Германии и главы европейской дипломатии Федерики Могерини, которая в свою очередь призвала европейский бизнес активизировать работу в Иране.

Министр иностранных дел Германии Хайко Маас пошел еще дальше, заявив, что Евросоюзу необходимо создать независимый аналог системы передачи информации о платежах SWIFT, чтобы защитить свои компании от санкций США против Ирана. «В этой ситуации стратегически важно, чтобы мы четко сказали Вашингтону: мы хотим работать вместе. Но мы не позволим действовать через наши головы. Поэтому было бы правильно защитить европейские компании от санкций с юридической точки зрения», — говорится в статье Мааса для издания Handelsblatt.

«Иран важен для Европы экономически. С 2016 года, когда начался процесс снятия санкций после заключения ядерной сделки, европейский бизнес устремился в Иран — перспективный для него рынок, — констатирует в беседе с RT старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин. — Конечно, санкции США ударили по интересам не только самого Тегерана, но и компаний, которые там работали. Прежде всего это касается Евросоюза. Европейские лидеры понимают ошибочность выхода США из ядерной сделки и стараются сделать все возможное, чтобы сохранить СВПД».

Перспектива восстановления американских санкций усугубила экономический и финансовый кризис в Иране, свидетельствует сайт «Корреспондент.net». Национальная валюта — риал — с апреля 2018 года обесценилась более чем вдвое. В ожидании восстановления санкций власти исламской республики сменили глав иранского Центробанка, министерства финансов и экономики, а также совета по экономическому планированию.

МВФ ожидает замедление экономического роста Ирана. Уже сегодня можно уверенно говорить о снижении инвестиций и оттоке капитала: несмотря на то что пять стран-участниц заявили о приверженности соглашению с Тегераном, о своем уходе из Ирана объявили такие промышленные гиганты, как Total, Maersk, Peugeot, General Electric и его дочерняя компания Baker Hughes, а также Honeywell, Boeing, Lukoil, Reliance, Dover. Представители Robert Bosch GmbH, Airbus, Shell, Siemens заявили, что их компании будут соблюдать все необходимые требования и ограничения для продолжения работы в Иране в связи с возобновлением санкций со стороны США. Высокопоставленный Представитель госдепа ранее заявил журналистам, что администрация Белого дома «не будет стесняться» наказывать иностранные компании, которые не соблюдают режим санкций.

«Новые санкции Вашингтона поставят экономику Ирана на грань выживания», — заявил американский экономист Стив Хэнке в интервью немецкому изданию Die Welt. С ним в целом согласны эксперты немецкой организации Germany Trade&Invest, спрогнозировавшие народному хозяйству Ирана скорую экономическую рецессию. Именно таков, с небольшими различиями, лейтмотив комментариев большинства экономистов в Европе и США: новые санкции США нанесут Ирану существенный ущерб. Госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что санкции против Ирана будут соблюдаться до тех пор, пока Тегеран радикально не изменит свой политический курс.

Россия не признает законными односторонние американские санкции против Ирана, поэтому не будет их соблюдать. Американские санкции, таким образом, не повлияют на экономическое сотрудничество двух стран. Об этом заявил посол России в Иране Леван Джагарян в интервью «Ъ». «Иран твердо придерживается своих обязательств в рамках СВПД, что неоднократно подтверждало МАГАТЭ. Наши торгово-экономические отношения развиваются достаточно активно, у нас есть ряд крупных проектов. Это вторая и третья очереди АЭС «Бушер», сооружение четырех энергоблоков ТЭС «Сирик» в провинции Хормозган и электрификация железнодорожного участка Гермсар — Инче-Бурун. Работа над ними продолжается в штатном режиме», — заявил Джагарян.

#политика #Трамп #санкции #Иран

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6262) от 05.09.2018 под заголовком «Иран под ударом Трампа».


Комментарии