Инженер-миллиардер. Как Илон Маск совершил прорыв в ракетостроении

Наконец-то кроме мрачных сведений о борьбе с коронавирусом, невеселых протестных телерепортажей из Гонконга и тем более из США, где волна насилия охватила множество штатов, мировое сообщество получило благую весть. В минувшее воскресенье в Америке впервые за девять лет запустили пилотируемый корабль к МКС. Причем это сделала частная компания под руководством Илона Маска.

Инженер-миллиардер. Как Илон Маск совершил прорыв в ракетостроении | ФОТО SOPA Images via ZUMA Wire/ТАСС

ФОТО SOPA Images via ZUMA Wire/ТАСС

Многие в Штатах считают, что Маск представляет собой нечто среднее между Стивом Джобсом и Жюлем Верном. Не будучи профессионалом в интернет-банкинге, ракетостроении и электромобилях, он сумел ворваться в эти отрасли, сколотить в них многомиллиардное состояние и при этом сохранить в глазах мировой общественности образ бизнесмена-романтика.

Маск появился на свет 28 июня 1971 года в Претории (ЮАР). Его отец был южноафриканским инженером, мать - модель родом из Канады. После ухода с подиума она работала консультантом-диетологом. Илон был первым ребенком в семье. Следом на свет появились брат Кимбал и сестра Тоска (будущий режиссер и продюсер). Хотя родители были знакомы с детства, их брак не стал счастливым. Когда Илону исполнилось семь лет, пара подала на развод. Сначала дети остались с матерью, но затем братья переехали к отцу. Он оказался строгим и требовательным, ему трудно было угодить, тем не менее дал своим сыновьям хорошее образование и привил любовь к точным наукам.

Илон рос замкнутым, любил чтение и, имея фотографическую память, прочитал множество энциклопедий. За выходные он проглатывал по две-три книги. Совсем не интересовался спортом, на уроках мог рассуждать о заселении других планет и солнечной энергетике. В 12 лет самостоятельно научился программировать и заработал первые 500 долларов, продав написанную им видеоигру одному из местных журналов. Еще раньше Илон увлекся ракетомоделизмом. Кстати, именно чтобы поразить одноклассников, он сконструировал в школе свою первую ракету. Однако это не помогло, дети не любили «всезнайку». Ему пришлось сменить несколько школ, но друзей детства он так и не приобрел.

После окончания школы Илон решил перебраться из ЮАР в Канаду. Пользуясь тем, что мать была уроженкой этой страны, он получил канадское гражданство и переехал на другой континент. Впрочем, там его никто не ждал. Первые два года он постоянно переезжал, искал случайные заработки, жил, по его рассказам, на один доллар в день. После того как в Канаду переехали мать и брат, а семейство осело на ферме у родственников, дела пошли на лад. Илон поступил в университет Куинс в провинции Онтарио, где стал изучать программирование. Получив диплом, Маск поступает в магистратуру Пенсильванского университета по физике и экономике.

Тогда он уже интересовался космосом, альтернативной энергетикой и интернет-стартапами. После Пенсильвании Илон отправился в Стэнфорд (Калифорния) для получения докторской степени, но два дня спустя бросил учебу и вместе с братом открыл свой первый бизнес в Кремниевой долине. В середине девяностых акции интернет-компаний росли как на дрожжах, и Маск просто не мог оставаться в стороне. Илона посетила идея создать Zip2 - цифровой аналог «Желтых страниц». Затея оказалась очень удачной, программный продукт приобрела крупная компания, а Илон Маск в 27 лет, получив 22 млн долларов, превратился в миллионера.

Следующий его проект был более масштабный и прибыльный. Он направил свои усилия в банковскую сферу и, вложив в создание первого в истории сервиса онлайн-банкинга 12 миллионов собственных денег, получил при его продаже в двадцать с лишим раз больше. В дальнейшем Маск занимался созданием электромобиля нового поколения (Tesla Motors), проектированием, производством и установкой солнечных энергосистем (SolarCity), транспортной системы, способной перемещать пассажиров на значительные расстояния со скоростью более 1000 км/час (Hyperloop).

Однако самым заметным проектом Илона Маска стало создание ракеты-носителя и деятельность его фирмы SpaceX. Увлечение космосом и тяга к научно-фантастической литературе были родом из его детства. Поначалу планы Маска выглядели наивными - он хотел купить старую российскую баллистическую ракету и с ее помощью отправить корабль аж на Марс. Проект загнулся - покупатель не сошелся с продавцом в цене. Тогда Маск серьезно задумался о создании собственной, более дешевой, ракеты. Так на свет в 2002 году появилась его компания SpaceX. Первым аппаратом фирмы стал Falcon 1, названный так в честь космического корабля из фильма «Звездные войны». Проект шел тяжело, первые три запуска корабля были неудачными, четвертый наконец стал успешным, но к тому времени все деньги у Маска кончились. Кризис 2008 года изрядно подкосил весь его бизнес и поставил фирмы на край банкротства.

Но здесь Маску здорово повезло. Ему удалось заключить договор с НАСА на 12 полетов новой ракеты SpaceX Dragon на МКС в течение семи лет. В мае 2012 года проходит успешный тестовый полет без груза, еще через полгода на станцию без проблем доставляется первая партия груза. И вот теперь новое достижение Илона Маска - его корабль Crew Dragon доставил на МКС двух американских космонавтов.

На пуске корабля присутствовал президент США Дональд Трамп, своего американского коллегу с успешным стартом поздравил Владимир Путин. Сам «космический именинник» признался, что после запуска его «переполняют эмоции и сложно говорить». «Мы работали над этой целью 18 лет, и еще многое остается сделать», - сказал Маск.

Несомненно, успешный запуск частного корабля с людьми на борту - заметное явление для мировой космонавтики. Яркое, с точки зрения телевизионщиков, событие было отлично пропиарено американскими СМИ, за стартом и стыковкой аппарата наблюдали миллионы зрителей во всем мире. Некоторые издания сравнивали запуск американской ракеты чуть ли не с полетом Юрия Гагарина или первым выходом в открытый космос Алексея Леонова, что является явным преувеличением. Все-таки эти события имеют разное историческое значение. Наверное, не стоит упирать и на то, что Crew Dragon частный космический корабль. Ведь в его разработку государственное космическое ведомство НАСА вложило более полутора миллиардов долларов. Кстати, в той же американской прессе было подсчитано, что только на три наиболее значимых проекта Илона Маска - SpaceX, Tesla и SolarCity - его компаниями от государства было получено суммарно свыше пяти миллиардов долларов в виде госзаказа, субсидий и налоговых льгот.

Все это, естественно, не умаляет заслуг ныне уже миллиардера (состояние Маска в прошлом году достигло почти 29 млрд долларов). Пусть и с помощью дяди Сэма, но он добился того, чего не удавалось ранее никому. Этому, конечно, способствовали и черты его характера. Он не родился с золотой ложкой во рту, не наследовал миллионы родных, не пользовался связями и нужными знакомствами властей предержащих. Твердость характера, чувство нового, огромная работоспособность, умение поставить четкие цели и способность достигать их - вот, пожалуй, основные слагаемые успеха Илона Маска.

В свое время он заявил журналистам, что ставит перед собой три цели: снабдить человечество экологически чистым транспортом, источниками энергии и помочь строительству колоний в других мирах. С первыми двумя он почти справился, третья - впереди.

#люди #изобретение #космос #ракетостроение #США

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6694) от 05.06.2020 под заголовком «Инженер-миллиардер».


Комментарии