«Индия выигрывает снова». Почему стоит дружить с азиатской супердержавой?

В Индии прошли многоэтапные парламентские выборы, победу на которых одержал правящий альянс. Это государство - традиционно дружественная России страна. В чем же сегодня заключается специфика ее внутреннего и внешнеполитического курсов?

«Индия выигрывает снова». Почему стоит дружить с азиатской супердержавой? | Изображение Richard Mcall с сайта Pixabay

Изображение Richard Mcall с сайта Pixabay

В пользу рынка и инвестиций

Современная Индия стремительно развивается по самым разным направлениям. Эта «миллиардная» страна энергично догоняет Китай, уступая ему по численности населения уже менее сотни миллионов человек. Да и по темпам роста Индия пытается не отстать от авторитетного соседа: в 2017-м рост валового внутреннего продукта (ВВП) в этой стране составил 7%, в прошлом году, по оценке экспертов, рост был еще выше.

Вот уже пять лет у власти в Индии находятся консервативные силы, а правительство возглавляет лидер Партии индийского народа (ПИН) 68-летний Нарендра Моди. Социально-экономическая политика действующей власти в целом носит неолиберальный характер. И на этом пути индийское государство, с одной стороны, добивается определенных успехов, но с другой - сталкивается с различными непростыми вызовами. По мнению профессора СПбГУ специалиста по Индии Юрия Котина, успешность правительственной политики «выражается в финансовой дисциплине и жестком экономическом прагматизме: что выживает, тому помогают; что умирает, то умирает».

Кабинет Моди предпринимает огромные усилия по привлечению иностранных инвестиций и «дерегламентации» экономики. В результате парламент принял сотни экономических и социальных законопроектов, шедших вразрез с прежним курсом «дирижизма» в экономической сфере. Эти действия были направлены на ограничение субсидирования энергоносителей, реформирование рынка труда и трудового законодательства в сторону их либерализации, преобразования в сельском хозяйстве в интересах крупных ферм, запуск новых транспортных и инфраструктурных проектов.

Такая правая политика встретила в обществе неоднозначную реакцию. К примеру, в 2015 году прошли две крупные общенациональные забастовки. Профсоюзы и трудящиеся недовольны тем, что власти меняют трудовое законодательство в пользу предпринимателей, а также сокращением различных социальных программ и расходов на образование.

Тем не менее экономика показывала при действующем правительстве положительную динамику. Всплеск иностранных инвестиций пришелся на энергетику, фармацевтику, высокие технологии и металлургию. Были запущены амбициозные программы «Делайте в Индии», «Цифровая Индия», «Умные города», которые поощряют иностранный капитал действовать в стране, но вместе с тем способствуют подъему национальной экономики. Кабинет Моди пошел на крупную налоговую реформу с целью снижения корпоративных налогов и дебюрократизации индийского общества. В целом же можно констатировать, что экономическая политика этого кабинета достаточно эффективна.

Конечно, помимо сугубо социально-экономической проблематики перед властями страны стоит и немало иных очень серьезных задач. Индия - многонациональная и многоконфессиональная страна, что зачастую таит в себе суровые вызовы. Здесь, например, мы вправе говорить о неравномерном развитии различных территорий страны. Проблема сепаратизма является весьма актуальной, а в случае с Джамму и Кашмиром на эту проблему накладывается еще и территориальный спор с соседним Пакистаном. В последние годы Индия неоднократно подвергалась атакам джихадистов, среди которых были и индийские граждане. Все-таки 14% населения страны составляют мусульмане, значительная часть которых живут в очень непростых материальных условиях.

Многополярность ради величия

Как отмечает индийский эксперт Ради Мохан, план Моди заключается в том, чтобы сделать Индию ведущей силой на международной арене. Удалось ли это за прошедшие пять лет? Даже если Индию не совсем верно относить к числу держав первого плана в системе современных международных отношений, отрицать ее значение тоже нельзя.

Для внешней политики Нью-Дели главным приоритетом является сохранение стабильности и мира в Южной Азии. Тут, разумеется, самой острой проблемой являются отношения с Пакистаном. Обе южноазиатские страны обладают оружием массового уничтожения, а отношения между ними, что показали недавние воздушные столкновения, мягко говоря, сложные. Правительство Моди пытается придать новую динамику развития Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), в которой принимает участие и Пакистан. В последние годы, считают специалисты, укрепились позиции Индии в Бангладеш и на Шри-Ланке. Очевидно, что за действиями индийской дипломатии в этой зоне весьма ревниво смотрят в Пекине, ведь Южная Азия - это и зона китайских геополитических и внешнеэкономических интересов. С учетом нерешенности некоторых споров по границе между Индией и КНР говорить о полностью ровных отношениях между этими странами не приходится.

Тем не менее существует немало форматов, которые способствуют поддержанию между двумя «азиатскими супердержавами» стабильных отношений.

Еще один интерес Индии на азиатском направлении - это юго-восток континента. Нью-Дели продолжает свою экспансию на рынки стран АСЕАН, что, к слову, также является вызовом китайским интересам.

Как отмечает профессор Котин, «отношения с США при Моди остаются очень хорошие, но так было и при прежнем правительстве Монмохана Сингха, подписавшем в 2008 году соглашение с Соединенными Штатами по поводу развития мирной ядерной программы». Вообще отношения с западными странами, в частности с Великобританией и Европейским союзом, — важная часть индийской дипломатии. Как и участие Нью-Дели в таких международных объединениях, как «большая двадцатка» или БРИКС. Отметим также, что Индия принадлежит к тем странам, которые рассчитывают получить постоянное место в Совете Безопасности ООН.

«Россия - давний и проверенный временем партнер Индии», - можем мы прочитать на сайте индийского посольства в РФ. Действительно, наши межгосударственные отношения длятся уже более семи десятилетий, и за это время Москва и Нью-Дели стали настоящими друзьями. Регулярно проходят встречи в верхах. Во время визита Владимира Путина в 2018 году в Индию были подписаны меморандумы о взаимопонимании в области бизнеса и инвестиций, гражданского ядерного сотрудничества, освоения космоса, транспорта и т. д.

Поставленная пять лет назад задача довести к 2025 году товарооборот между нашими странами до 18 млрд долларов уже достигнута. При этом уровень торговли растет быстрыми темпами. Скажем, в 2017 - 2018 гг. объем российско-индийской торговли увеличился на 21% по сравнению с предыдущим годом. Инвестиции РФ в Индию оцениваются примерно в 18 млрд долларов. Из Индии в нашу страну идут лекарства, техника, механические приборы, органические и химические вещества, чай.

На высоком уровне находится и военно-техническое сотрудничество. Наши страны перешли уже к совместным исследованиям и разработке передовых оборонительных систем, например ракетного комплекса БраМос. Индия имеет лицензию на производство самолетов Су-30 и танков Т-90. В 2017 году на территории РФ прошли первые совместные военные учения. В общем, как отмечает Нарендра Моди, «особо привилегированное стратегическое партнерство между Индией и Россией важно не только для двух наших стран, но также имеет большое значение для всего многополярного мира».

Националисты против династии

В зарубежной политической науке Индию часто называют «самой большой демократией мира». Но когда примерно 900 миллионов избирателей ожидаются на участках для голосования, это вряд ли может пройти без проблем. Индия, пожалуй, единственная страна на планете, где парламентские выборы проходят в семь фаз с учетом регионального расположения округов в 545-местной лок сабхе - нижней палате парламента. В этом году голосование растянулось более чем на месяц; последний этап состоялся 19 мая.

Кампания проходила в нервной обстановке. Ладно бы была только характерная для индийских кинофильмов жесткая перепалка кандидатов с оскорблениями и навешиванием ярлыков. К сожалению, во многих штатах имели место открытые формы насилия, некоторые активисты, как от правящей партии, так и от оппозиционных сил, погибли или получили ранения. Что же касается ключевых тем предвыборных баталий, то это экономическое развитие, налоги, национальная безопасность и борьба с терроризмом, будущее сельского хозяйства...

Индия - плюралистическое общество, в борьбе за депутатские мандаты там участвовали более 50 партий и коалиций как общенационального, так и регионального масштабов. Спектр политических интересов крайне широк - от партий марксистско-ленинской ориентации до практически открытых фашистов. Поскольку и на уровне штатов действуют вполне боеспособные региональные партии, они также составляют серьезную конкуренцию грандам индийской политики в борьбе за парламентские кресла. Разрешено формирование политических блоков и коалиций, что несколько упорядочивает ситуацию, однако округа, где за голоса избирателей сражался не один десяток претендентов, были не редкостью.

Но все-таки главными центрами индийской политики являются две партии -  упоминавшаяся уже правящая ПИН, лидер правого Национального демократического альянса (НДА), и Индийский национальный конгресс (ИНК), ведущая сила в левоцентристском Объединенном прогрессивном альянсе (ОПА). Пять лет назад на всеобщих выборах партии НДА обеспечили себе комфортное большинство, а ПИН сейчас обладает в лок сабхе 271 мандатом.

Для идеологии ПИН характерно следование принципам индусского национализма (хиндутвы). Исторически эта партия выражает интересы консервативной буржуазии, но за годы нахождения в большой политике электорат ПИН приобрел общенародные черты. Соответственно, и предвыборный манифест партии к этим выборам был полон обязательств, обращенных к самым разным слоям населения. Речь там идет, например, о проектах микроирригации, открытии рынков и создании нового типа ферм для крестьян, вложении 14 млрд долларов в высшее образование, развитии водопроводной сети и доступе к чистой воде и электричеству для бедных семей. Согласно официальным предварительным данным, обнародованным в Индии 23 мая, НДА добился еще более убедительной победы, чем на прошлых выборах, обеспечив себе 352 мандата. При этом минимум триста мест в парламенте нового созыва будет у партии Моди, за кандидатов которой голосовали по стране 41% избирателей, на десять пунктов меньше, чем пять лет назад. Сам Моди по этому поводу заявил: «Индия выигрывает снова. Вместе мы построим сильную и инклюзивную Индию».

Новый провал постиг оппозицию. В 2014 году пребывавший до этого у власти Индийский национальный конгресс потерпел самое жесткое в истории поражение. Партия, с названием которой связано достижение Индией независимости от Англии, провела в нижнюю палату всего 44 депутата. Входящий в Социнтерн и в Прогрессивный альянс ИНК вскоре провел кадровую перестройку. С поста главы партии ушла вдова Раджива Ганди Соня, а их общий сын 48-летний Рахул Ганди (правнук Джавахарлала Неру и внук Индиры Ганди) был избран в 2017 году новым председателем ИНК. Но это не помогло.

Индийский национальный конгресс и его союзники по альянсу обещали в этой кампании создать дополнительно до 1 млн рабочих мест в сельской экономике, сформировать «крестьянский бюджет», добиться того, чтобы на образование тратилось не менее 6% ВВП, развивать транспортную инфраструктуру и т. д. Опросы сулили Объединенному прогрессивному альянсу от 126 до 149 мандатов, но избиратели оказались к ИНК и его партнерам не слишком щедры. У ОПА после этих выборов в нижней палате парламента - менее ста депутатских мандатов. Таким образом, Нарендра Моди триумфально гарантировал себе второй премьерский срок.

Читайте также о том, что Турция готова закупать российское вооружение.

#Индия #международные отношения #Азия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6455) от 07.06.2019 под заголовком ««Индия выигрывает снова»».


Комментарии