Грабеж на лесной дороге. Как синицы воровали еду у муравьев

Если спросить обычных людей: каких насекомых больше всего в природе, наверняка одни скажут — злющих комаров, другие — надоедливых мух. На самом же деле больше всего на земном шаре муравьев.

Грабеж на лесной дороге. Как синицы воровали еду у муравьев | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Мои детство и юность прошли на лесном кордоне в окружении животных и птиц. Но меня всегда большего всего интересовали насекомые. Недалеко от кордона был высокий муравейник, и в свободное время я с удовольствием наблюдал за этими удивительными созданиями — рыжими лесными муравьями.

Едва забрезжит рассвет, из муравейника сразу же выбираются муравьи-фуражиры и их собратья с большими головами — охранники-солдаты. Фуражиры отправляются на поиски пищи, а солдаты стоят на страже: не пропускают в свой дом посторонних. От муравейника во все стороны тянутся многочисленные торные тропинки, по которым снуют трудяги фуражиры, обеспечивающие все семейство едой.

Но вот что характерно. Когда я клал на муравьиных тропинках варенье из ревеня, груши, ирги, не проходило и минуты, как фуражиры обнаруживали мои «дары». Они их тщательно обследовали… но и только. Видимо, признавали лишь ту пищу, которую добывали в лесу.

Кстати, муравьи и сами легкая добыча для диких зверей и птиц. Ими лакомятся тетерева, многочисленные виды синиц, сойки, сороки, дрозды, варакушки, дятлы, пеночки… Довелось видеть, как перекусывали муравьями и их личинками лисы, хорьки, еноты, енотовидные собаки. Неоднократно встречал муравейники, разворошенные медведями.

Однажды, в очередной раз наблюдая за жизнью большого муравейника, обратил внимание на небольшую птичку, сидящую на кустике лещины рядом с муравьиной тропинкой. Судя по зеленой спине и шапочке на голове, это была синица-лазоревка. Но что она делает около муравейника? Стал разглядывать происходящее в бинокль.

По тропинке пробегает много муравьев, но птица почему‑то их не замечает. Сидит и явно выжидает. Чего? Вдруг слетает с ветки, быстро опускается на тропу, что‑то хватает и сразу же скрывается в ближайших зарослях травы. Но вскоре возвращается на прежнее место, на ветку лещины, и замирает. Через некоторое время вновь устремляется на тропинку и опять что‑то хватает. В бинокль успеваю разглядеть, что в клюве у нее небольшая то ли гусеница, то ли червячок.

Едва птичка с добычей в клюве улетела, как тут же появилась еще одна лазоревка, которая так же отняла что‑то у муравьев и скрылась в траве. Затем на кустике лещины устроились уже две синицы. Стало понятно: у пернатых поблизости в траве гнездо с птенцами и лазоревки попросту отбирали у насекомых корм для своего потомства. Сидя на кусте, они видели, что тащат в муравейник фуражиры, и отнимали у них добычу: личинок насекомых, жучков, паучков, мух, блошек.

А почему бы нет? Далеко летать не надо: еда поднесена как на блюдечке; выбирай, что хочешь… При этом птицы отнимали поживу не у каждого муравья, а пережидали, надеясь схватить что‑нибудь особенно вкусненькое.

Даже когда было холодно или дождливо и фуражиры отсиживались в доме, синицы все равно прилетали к муравейнику, видимо, ожидая, когда их кормильцы отправятся за добычей.

Вокруг кордона и в лесу было множество разнообразных муравейников, однако я нигде не видел, чтобы еще какие‑то пернатые таким же образом, как лазоревки, эксплуатировали муравьев. Впрочем, кто знает птичьи секреты…



#история #птицы #муравьи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7198) от 28.06.2022 под заголовком «Грабеж на лесной дороге».


Комментарии