Гостям под парусом не рады. Как проходит экспедиция Большой Арктической регаты

«Мария» уходит на север» – так называлась наша публикация от 15 июня нынешнего года. Посвящалась она началу второго этапа Большой Арктической регаты – масштабной экспедиции, предназначенной для изучения возможностей водного туризма в Северо-Западном регионе. Результаты первого этапа (об этом, напомним, мы тоже писали 26 августа прошлого года в статье «В Арктику под парусом»), увы, большого оптимизма не внушали: путешествие на яхте по нашим внутренним водоемам скорее экстрим, чем удовольствие. И вот яхтсмены-«первопроходцы» делятся впечатлениями от нового похода.

Гостям под парусом не рады. Как проходит экспедиция Большой Арктической регаты | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Маршрут яхты «Мария», совершившей этот экспериментальный рейс, был несколько короче прошлогоднего –  тогда она дошла до Мурманска, а сейчас только до Архангельска. Зато теперь в плавании принимали участие еще несколько маломерных судов, и термин «регата» можно уже употребить не в переносном, а в самом прямом смысле. Соответственно, и круг решаемых задач расширился –  появилась необходимость учитывать специфику группового плавания: связь, швартовку, безопасность при маневрировании и т. д.

Итоги экспедиции можно разделить на две части –  парадную и проблемную. Первая отражена в пятиминутном ролике, который сделали присутствовавшие на борту журналисты. Восторг неофитов, впервые попавших в подобное путешествие, виден, что называется, невооруженным глазом. Береговые пейзажи, пенный след за кормой, романтический силуэт красавицы-яхты. Эмоции бьют ключом!

Как рассказал директор агентства развития индустрии отдыха на воде и прибрежных территорий «Большая Арктическая регата» Станислав Корякин, за 38 дней похода его участниками, меняясь друг с другом, стали около ста человек. Еще несколько сотен побывали на борту в качестве гостей. По ходу маршрута было много интересных встреч, разговоров, обсуждений перспектив водного туризма, в том числе и с представителями местных властей. Оказалось, что для жителей некоторых населенных пунктов, даже не очень маленьких, такой визит –  целое событие.

Особое внимание на этот раз было уделено Ленинградской области –  Приозерск, остров Коневец, Новая Ладога, Лодейное Поле, Подпорожье, Вознесение. Многие встречи и мероприятия, проведенные там, помог организовать областной комитет по культуре и туризму. В числе прочих акций –  посадка саженцев Петровского дуба с перспективой создания «Петровской дубовой аллеи маломерного флота».

Прошел и «водный крестный ход» в честь 20-летия канонизации великого русского адмирала Федора Ушакова. Посвященные его памяти молебны состоялись в монастырях островов Коневец, Валаам и Соловки. Икону с изображением флотоводца путешественникам вручили в одном из питерских храмов, и, проделав весь маршрут, она возвращается туда.

Проблемная часть оказалась гораздо более емкой. Началось с того, что, едва покинув Петербург, «Мария» в районе железнодорожного моста через Неву у поселка Павлово зацепилась якорем за лежащую на дне якорную цепь. Пока ее вытаскивали, яхту снесло на мель, на которой она провела девять часов –  снимать ее пришлось при помощи специально вызванного буксира.

Вторая мель подстерегала «Марию» у Новой Ладоги –  на этот раз просто потому, что на воде отсутствовал соответствующий предупреждающий знак. Здесь, правда, удалось быстро справиться –  помогли местные моряки. А с отсутствием навигационных знаков участникам плавания пришлось столкнуться еще не раз.

Что же касается береговой инфраструктуры, то состояние ее, как выяснилось еще в прошлом году, также оставляет желать много лучшего. Если в прибрежных населенных пунктах и есть нормальные причалы, то приспособлены они для больших круизных судов. Прибывшим туда на яхте или катере на берег просто не выбраться. А в некоторых местах причалов нет вообще никаких. Как признает руководитель похода Евгения Сомова, местные власти зачастую в принципе не понимают, зачем этим всем надо заниматься.

–  Маломерный флот часто считается просто помехой, –  призналась она. –  Мы нередко слышали требование отшвартоваться, освободить место для круизного судна, хотя полностью оплатили стоянку. В Кижах ночью в шторм нас выгнали с причальной стенки, которая никому была не нужна. А в Петрозаводске просто не пустили в яхт-клуб якобы из-за находившихся на борту журналистов. Мы вынуждены были идти на муниципальный причал. Но на обратном пути нас там встретили уже с меньшей радостью и выставили такой счет, какого мы не видели за все время путешествия. Кстати, откуда берутся эти цифры, совершенно непонятно. Говорят: «Платите 24 тысячи», а когда мы спрашиваем, почему так дорого, нам отвечают: «Тогда платите две». Но иногда просто запрещали стоянку на любых условиях, несмотря на то что у нас были предварительные договоренности об этом.

«Разбор полетов», однако, еще предстоит. В ближайшей перспективе –  «круглый стол» с подробнейшим отчетом об экспедиции и с участием глав муниципальных образований тех территорий, через которые проходил ее маршрут. Как заявил председатель комитета по культуре и туризму Ленинградской области Евгений Чайковский, на основании выводов, сделанных участниками регаты, будут подготовлены рекомендации для правительства региона. А инициаторы проекта на этом не останавливаются –  на следующий год они намерены исследовать Ново-Ладожский и Старо-Ладожский каналы.



#экспедиция #яхта #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6986) от 12.08.2021 под заголовком «Гостям под парусом не рады».


Комментарии