Год «черных квадратов». Как QR-коды вошли в повседневную жизнь
Еще в 2019 году QR-коды считались многими специалистами устаревающей технологией, которая скоро останется на задворках прогресса. Однако пандемия все изменила – 2021 год можно смело считать годом «черных квадратов», активно захватывающих нашу повседневную жизнь.
ФОТО pixabay
Младший брат штрихкода
По сути, QR-код – это младший брат обычного штрихкода, только вертикальные полосы штрихкода на QR-картинке превратились в квадратики. Первые две буквы в сочетании QR-код расшифровываются как quick response или «быстрый отклик». В этот код помещают различную информацию из символов и цифр. Закодировать можно что угодно: адрес сайта, электронную визитку, номера телефонов, координаты местоположения и т. д. И если стандартный штрихкод позволяет передать лишь 20 – 30 цифр, то внутри QR-кода можно закодировать более 4 тысяч символов.
Придумали этот матричный код японцы еще в 1994 году. Первоначально разработка предназначалась для маркировки товаров и использовалась как более продвинутый штрихкод. Однако со временем она получила широкое распространение в повседневной жизни.
Технологии сканирования тоже стали более быстрыми и точными, и, что особенно важно, у многих современных мобильных устройств Android и iOS теперь есть сканеры QR-кодов, встроенные в приложение камеры. Так что не нужно загружать отдельное приложение для сканирования.
Даже создать QR-код может любой заинтересованный пользователь буквально за пару секунд. Достаточно воспользоваться специальными онлайн-сервисами, которые зашифруют введенный текст, ссылку или изображение.
При этом технологии QR-кодов не стоят на месте и развиваются в сторону AR-решений.
Третье изменение календаря
Сегодня QR-код используется практически во всех сферах повседневной жизни, начиная от информационных сообщений и заканчивая рекламными баннерами и счетами за коммуналку. Уже никого не удивляет «орнамент» из черных квадратиков на визитках, календарях и прочей печатной продукции.
Так, на выставке работ XIII всероссийского конкурса «Корпоративный календарь-2021», которая в эти дни проходит на площадке Политехнического университета Петра Великого, большинство проектов выполнено в интерактивном формате с использованием таких технологических решений, как дополненная реальность и QR-коды.
Например, для создания календаря «Здравствуйте, мои родные...» филиала «Азот» компании «Уралхим» были использованы сохранившиеся в заводском музее подлинные фронтовые письма азотчиков. А иллюстрацией к воспроизведенным письмам стали фотореконструкции реальных снимков Второй мировой войны, которые в студии воплотили в жизнь рабочие завода. Наведя смартфон или планшет на QR-коды, можно увидеть ожившую фотографию и послушать соответствующее письмо.
Не менее интересный пример коллаборации полиграфии и цифровых технологий – календарь московской компании «ЦНИП», созданный по заказу Росатома к 75-летию атомной промышленности России. При наведении смартфона на цифровую версию календаря можно увидеть, как архивные документы и фотографии оживают и наглядно демонстрируют историю становления атомной отрасли, визуализируя загрузку топлива в реактор или запуск симуляции ядерной реакции на быстрых нейронах.
Подобную кодировку используют и в музеях, чтобы туристы могли получить больше информации. На специализированных выставках сейчас стало гораздо меньше бумажных листовок и буклетов – все заменяют таблички с QR-кодами.
Набирает популярность и оплата товаров и услуг с помощью этой технологии, при этом комиссия для торговых точек оказывается гораздо ниже, чем за карточный эквайринг. Также с помощью специального QR-кода и приложения «Честный знак» можно проверить подлинность купленного товара.
Для общепита QR-коды стали палочкой-выручалочкой, которая позволила им открыться во время карантинных ограничений. Вместо обычного печатного меню, которое в один момент стало потенциальным переносчиком инфекции, на столиках кафе появились наклейки с кодами, открывающие доступ к цифровому меню. В некоторых странах Европы был даже принят закон, запрещающий использование печатного меню.
«С одной стороны, такие «бесконтактные» меню удобны. Их можно сделать интерактивными и быстро обновлять, чтобы выделять блюда по мере их добавления или распродажи. В некоторых случаях QR-коды применяются даже для обработки бесконтактного заказа и оплаты, – комментирует нововведение официант одного из петербургских ресторанов Алексей. – Однако не все гости готовы к такому формату. Пока им привычнее бумажное меню».
А если говорить об экзотике, то уже были случаи, когда QR-код размещали... на надгробных плитах.
От QR не спрятаться, не скрыться
Чтобы получить зашифрованную информацию, достаточно запустить камеру мобильного телефона или специального приложения и навести ее на центр матричного кода. Как только объектив поймает фокус, пользователь будет перенаправлен по закодированному адресу.
На сегодняшний день чаще всего QR-коды попадаются на магазинных чеках и платежных квитанциях. Реже – на билетах, в музеях или на выставках, в общественном транспорте, на фасадах зданий города, а также на визитках.
Портрет сегодняшнего пользователя QR-кода – это мужчина, представитель молодого поколения (18 – 34 года), житель крупного города. А реже всего, естественно, ими пользуются представители старшего поколения. По данным всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований, более 70% людей, которые хоть раз использовали QR-код, относятся к возрастной категории от 24 до 55 лет. Более 80% россиян планируют оплачивать покупки по QR-кодам, хотя считают эту технологию менее удобной, чем все другие способы оплаты.
Пожилые люди чаще всего QR-кодами пользоваться не умеют и не хотят, однако даже при этом они могут получить от них пользу. Так, наличие кода на одежде пожилого или больного человека может помочь, если они окажутся в сложной ситуации. К примеру, пациентов одного из домов престарелых Ленинградской области обеспечили специальными браслетами с кодами, в которых содержится краткая информация о владельце и состоянии его здоровья, что поможет медикам и прохожим при оказании первой помощи, если пожилому человеку станет плохо на улице.
У вас квадратик отклеился
К сожалению, от развития технологий не отстают и мошенники. Они переклеивают QR-коды, отправляя пользователей на фишинговые сайты, побуждая загрузить вредоносное приложение или перевести деньги. Кроме того, при генерации кода в приложении для оплаты или перевода денег стоящий рядом мошенник может его сфотографировать и моментально использовать. Ваш QR-код станет недействительным, а мошенник получит деньги.
Чтобы таких неприятностей не было, необходимо убедиться: QR-код не наклеен поверх другого. При переходе на сайт по QR-коду надо обязательно проверять, соответствует ли его наименование заявленному, а при оплате тщательно проверять реквизиты. Не стоит вводить личную информацию при переходе на сайт по QR-кодам. А при генерации кода для оплаты или перевода важно проверить, что никто не фотографирует экран вашего смартфона.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (6917) от 05.05.2021 под заголовком «Год «черных квадратов»».
Комментарии