Глаза открылись. Курсы программирования для незрячих столкнулись с неожиданными проблемами

Злят всплывающие на экране компьютера рекламные «окна»? Для зрячего это всего лишь неудобство: ругнулся да закрыл. Для слепого - изматывающее мотание по кругу: «Курсор сбивается, человек постоянно возвращается к уже пройденному материалу и не может перейти к следующему», - комментирует изъяны привычных образовательных онлайн-платформ один из преподавателей. Онлайн-курсы для людей с нарушенным зрением пришлось создавать с нуля. Оцените разницу: до конца обучения дошли (то есть сдали тесты) 30% записавшихся. Традиционные онлайн-курсы оканчивают лишь 5 - 10%.

Глаза открылись. Курсы программирования для незрячих столкнулись с неожиданными проблемами | Курсы в образовательном проекте названы «актуальными». В том смысле, что полученные знания можно сразу применять в жизни. ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Курсы в образовательном проекте названы «актуальными». В том смысле, что полученные знания можно сразу применять в жизни. ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

Нестыковка

Напомним (мы писали об этом в газете от 14 августа), в 2018 году региональное отделение Всероссийского общества слепых вместе с городской библиотекой для слепых и слабовидящих исследовали, в каких направлениях люди с нарушенным зрением хотели бы повышать навыки. В ответах лидировали информационные технологии, финансы, юриспруденция, иностранный язык, психология.

При этом абсолютное большинство либо никогда не проходили онлайн-курсы, либо пытались, но неудачно. По словам директора библиотеки Ольги Устиновой, такая форма заточена на видящих: схемы, рисунки, видео. Есть т. н. программы экранного доступа, они преобразуют изображение в речь или брайлевский текст, но их, как оказалось, трудно состыковать с проверочными тестами. Внедрить курсы для незрячих в готовые образовательные ресурсы тоже не удалось: дизайн платформ не приспособлен.

Команда энтузиастов подала заявку в фонд президентских грантов: «Мы не претендовали на то, чтобы сразу создать платформу для людей с нарушением зрения, - говорят в ВОС. - Мы хотели показать, какие технологии можно использовать, чтобы онлайн-обучение стало доступно и незрячим».

Проект «Знания без границ: доступная образовательная среда для людей с проблемами зрения» был поддержан фондом президентских грантов, стартовал в ноябре 2018-го. Сейчас, в ноябре 2019-го, формально завершился.

Blind-study.ru

Главный результат проекта - создание сайта Blind-study.ru. На нем сейчас четыре бесплатных курса. Они полезны и для зрячих - тех, кто лучше усваивает информацию на слух.

Два курса «традиционные» - английский и программирование. Два - небывалые: получение госуслуг в многофункциональных центрах и на самом портале госуслуг. Потому что возможность «документооборота» через компьютер, а не в беготне по инстанциям - то, что должно бы облегчить жизнь в первую очередь людям с ограничениями по здоровью.

Сотрудник СПб ГКУ «МФЦ» Максим Котляров признается: задача написать курс для незрячих людей «казалась нетрудной». Котляров - ведущий эксперт отдела, в котором разрабатывают учебные материалы для самих сотрудников МФЦ. «На деле все оказалось сложнее, чем мы думали»:

- Мы стали искать методички, как адаптировать курсы для незрячих, но в открытом доступе их не оказалось, - вспоминает Котляров. Так он стал одновременно и разработчиком, и преподавателем курса «Госуслуги в МФЦ».

А начальник сектора аналитического и методического обеспечения другой структуры, СПбГУП «Информационно-аналитический центр», Марина Смирнова - разработчиком и преподавателем курса «Портал госуслуг Санкт-Петербурга».

- Многие не понимают: в чем разница между единым порталом госуслуг и порталом госуслуг Петербурга, а есть еще сайты разных ведомств: налоговой службы, пенсионного фонда... - комментирует Смирнова.

«Непонимающим» может оказаться любой, и разработчики подчеркивают: обучение должно быть удобно человеку вне зависимости от того, нарушено зрение или нет. Поэтому информацию, например, об электронных услугах переводили не только в звук и брайлевский шрифт, но и с канцелярского языка на человеческий.

Разработчик онлайн-курса английского языка Наталья Шанявская говорит: почти все учебники по иностранному языку очень «визуальны» и тоже плохо сопрягаются с «читающими» компьютерными программами. Наталья знает по себе: у нее, незрячей, шестилетний опыт преподавания. Для своего курса она отталкивалась от оксфордского учебника, в котором много бытовых тем, а главное - хорошие аудиоматериалы. В ее случае «переводить» нужно было еще и особенности английского: к примеру, пояснять, как не путать на слух he,s, сокращенное и от he is, и от he has.

Автор курса программирования на языке java Виталий Кустов зрячий. Во Всероссийском обществе слепых оказался из присущей ему пытливости: узнал, что на Западе немало незрячих программистов, и решил выяснить, как с этим у нас. А у нас с этим не очень: специальных курсов программистов он не нашел, как и образовательных программ в открытом доступе.

Еще до проекта энтузиаст Кустов набрал первых учеников. Как оказалось, выучил себе помощников, с которыми потом создавал Blind-study.ru. Сейчас работают над усовершенствованной версией.

- Незрячие могут работать в той сфере IT, которая не связана с визуальными интерфейсами, - комментирует Виталий. - Позиции, на которые можно претендовать, - программирование серверов, взаимодействие с базами данных, тестирование приложений. Я сам прихожу на собеседования к работодателям и вижу, какой нередко скудный набор знаний у кандидатов. И уверен, что среди незрячих точно найдутся те, кто показал бы гораздо лучшие умения.

Слегка отвлечемся: на недавней конференции в ВОС своим опытом поделились москвичи. Светлана Васильева, незрячая, ведущий специалист по адаптивным технологиям компании «Элита Групп» (занимается тифлооборудованием, половина сотрудников - люди с нарушениями зрения), познакомилась с онлайн-образованием лет десять назад в США, где была по программе профессионального развития. Училась одновременно в двух университетах. Задания нужно было выполнять онлайн, в жесткие сроки. И если платформа одного университета была, в общем, доступна человеку с нарушением зрения, то в другом Светлана попала в отстающие просто потому, что технически не смогла управиться с ресурсом.

Сейчас компания поддерживает образовательный и консультационный портал ELSchool. Занятия проходят на базе голосового чата Team Talk: он знаком и зрячим как система для видеоконференций. Некоторые курсы прошли уже по пять-шесть наборов. Из абсолютных хитов - бесплатный курс, обучающий работе в соцсетях.

Очно-заочное

По отзывам преподавателей и разработчиков курсов для Blind-study.ru, одна из главных особенностей целевой аудитории, к примеру, такая: если зрячему, подзабывшему что-то, достаточно пробежать текст, то незрячему нужно либо читать/прослушивать весь блок заново в поисках нужного фрагмента, либо навостриться использовать программу внутритекстового поиска. Правда, как говорит Кустов, «некоторые незрячие запоминают целые страницы программного кода. Человек лежит на диване, пьет чай и программирует в уме, а потом, сев за компьютер, излагает результат на экране».

С мая по июнь 2019 года на курсы записались 97 человек. До финала (то есть сдачи тестов) дошли 27 человек. Может показаться, не так много, но, как отмечает Сания Батталова, зав. информационными технологиями библиотеки, по международной статистике, сертификаты о прохождении открытых онлайн-курсов получают пять - десять слушателей из сотни. А тут больше четверти. «Это косвенный показатель того, что аудитория мотивирована».

Отзыв одного из незрячих, прошедших курс, - метафорический: «У меня будто открылись глаза».

Некоторые председатели первичек Общества слепых сами прошли курсы МФЦ и портала госуслуг.

- Это важно не потому, что они не могли бы лично без этих знаний обойтись, - считает председатель регионального отделения ВОС Алексей Колосов, - а потому, что к ним постоянно обращаются за помощью, за советом.

Рассказывают: девушка подала в МФЦ заявку на получение субсидии как инвалид с детства, получила отказ. В подразделении ВОС, уже пользуясь знаниями с курсов, разобрались: было неправильно оформлено заявление. Помогли заполнить правильно - услуга была получена.

Сейчас инициаторы курсов намерены расширять их перечень и развивать сотрудничество с существующими образовательными платформами.

...В 2014/15 учебном году в Петербурге по адаптированным основным образовательным (то есть школьным) программам учились 12 тыс. 254 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (не только зрения). В 2017/18 гг. - уже 14 тыс. 448. Такую статистику приводит Ирина Евланова, замдиректора школы-интерната № 1 им. Грота. И это, повторим, школьные программы, и учителя регулярно повышают свою квалификацию. Дополнительное образование, говорит Евланова, «проблемное поле»: часто педагоги не готовы к новым обязанностям, не хватает методических пособий, учебников, оборудования.

В 2017 году городской комитет по образованию открыл на базе школы Грота ресурсный центр (его и возглавляет Ирина Евланова) не только для школьных учителей, но и для педагогов допобразования. Проект «Знания без границ», наверное, поможет и в этой работе. Правда, как говорят педагоги, обучение детей не может быть стопроцентно онлайновым: «Интернет не передаст заботу и желание помочь».

Впрочем, нынешние курсы тоже чередовались с очными уроками. По той же причине.

#незрячие #курсы #программирование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6566) от 13.11.2019 под заголовком «Глаза открылись».


Комментарии