Гибкий лидер. Кто станет следующим главой Афганистана?

После того как «Талибан» (организация, запрещенная в РФ) захватил власть в Кабуле, мировая общественность, СМИ и экспертное сообщество стали строить предположения, кто станет следующим главой Афганистана. Первой по кандидатуре будущего лидера высказалась газета The Washington Post. По ее данным, этим человеком станет глава политического крыла организации мулла Абдул Гани Барадар.

Гибкий лидер. Кто станет следующим главой Афганистана? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Правда, несколько дней спустя другое американское издание, журнал Foreign Policy, со ссылкой на источники, близкие к руководству Афганистана, сообщил, что «Талибан» планирует отказаться от президентства в стране. Управлять ею якобы будет совет из 12 человек, куда войдут лидеры боевиков и члены бывшего правительства. Источники сообщили, что совет возглавит именно Абдул Барадар, правая рука нынешнего формального лидера «Талибана» Хайбатуллы Ахунзады, до сих пор остающегося в тени.

Абдул Барадар, пожалуй, один из самых известных деятелей этого движения, он считается ближайшим соратником Мухаммеда Омара, который в свою очередь является отцом-основателем организации. Биография муллы Барадара, известная широкой общественности, весьма фрагментарна и малоинформативна. Известно, что он родился в 1968 году в городе Витмак в центральной части Афганистана в семье представителей пуштунской народности дуррани, которая ныне составляет около 15% населения страны. Все детство и молодость один из будущих лидеров «Талибана» провел во втором по численности населения городе страны Кандагаре. Здесь начался его боевой путь. Еще будучи совсем молодым человеком, он воевал в отрядах афганских моджахедов против войск просоветского правительства Наджибуллы. Считается, что именно в это время Барадар познакомился с муллой Омаром. После того как СССР вывел войска из Афганистана, Барадар вместе с Омаром открыл медресе в Кандагаре и в дальнейшем вошел в число сооснователей «Талибана».

В 1996 году, воспользовавшись усталостью населения от гражданской войны, которая разгорелась между полевыми командирами, хаоса и беззакония, царившего в стране, талибы захватили власть в Афганистане. В течение пяти лет, пока движение находилось во главе страны, Барадар был правой рукой ставшего правителем государства муллы Омара. Он занимал ряд высших военных и административных должностей, в частности, отвечал за финансирование талибов, и делал наиболее важные политические заявления движения от своего имени. Кроме того, двух лидеров связывали и личные узы: Барадар женился на сестре Омара.

В 2001 году, когда американские войска вторглись в Афганистан и свергли режим талибов, Барадар занимал пост заместителя министра обороны. После разгрома «Талибана» в стране мулла бежал в Пакистан. До поры до времени его не трогали ни пакистанцы, ни американцы и даже считали сторонником примирения с Хамидом Карзаем – афганским президентом, пришедшим к власти при поддержке США (они оба принадлежат к одному пуштунскому племени).

Но в 2009 году в интервью журналу Newsweek Барадар заявил, что талибы не сложат оружие, пока не добьются ухода американцев из Афганистана. Буквально через полтора месяца после злополучного интервью он был арестован в пакистанском городе Карачи в результате совместной операции ЦРУ и местных спецслужб, а его фото с руками, скованными цепью, стали гулять по ведущим мировым СМИ.

В тюрьме Барадар просидел восемь лет, мог просидеть и дольше, но пришедший к власти Дональд Трамп решил покончить с войной в Афганистане. Американцы спешно стали искать среди руководства талибов подходящую для переговоров фигуру и после некоторых размышлений остановили свой выбор на Барадаре. По их мнению, он всегда отличался от остальных лидеров талибов своей договороспособностью, а также некоторыми не очень характерными для боевиков взглядами. В частности, верой, что победу можно добыть, только опираясь на поддержку населения.

В 2018 году Абдул Гани Барадар по настоятельной просьбе США был освобожден из тюрьмы, перебрался в Катар и стал лидером переговорной группы. Он встречался с американским госсекретарем Майком Помпео, разговаривал по телефону с Дональдом Трампом (глава Белого дома описал эту беседу как «очень хорошую»), а в феврале прошлого года от имени «Талибана» подписал мирное соглашение с властями Соединенных Штатов. Так Барадар стал главным дипломатом движения. В последние годы он встречался не только с Помпео, но и с высшими чиновниками других крупнейших стран мира – в частности, с министром иностранных дел Китая Ваном И и главой МИД России Сергеем Лавровым.

Характерно, что, после того как талибы захватили власть в Кабуле, буквально на следующий день Барадар по прошествии 20 лет вернулся в столицу и обратился к своим соратникам по телевидению с заявлением: именно он официально сообщил о переходе власти в стране в руки талибов. Свою весьма пафосную речь он закончил следующими словами: «Наш путь только начался, поскольку теперь «Талибану» придется управлять Афганистаном».

Последние известия из Кабула о том, что управлять страной будет совет из 12 человек, наводят на размышления: в стане талибов, выходит, есть разногласия. С одной стороны, эта схема управления Афганистаном позволяет избежать воссоздания таких должностей, как президент или эмир, на которые претендовали предыдущие лидеры «Талибана». С другой стороны, открываются двери для жесткой фракционной борьбы, тогда как в условиях подавления «внутренних врагов» и для борьбы с внешними требуется жесткое единоначалие. Сможет ли в этой ситуации Барадар отстоять свое нынешнее лидерство – большой вопрос.



#Афганистан #правительство #управление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6997) от 27.08.2021 под заголовком «Гибкий лидер».


Комментарии