Герои с протянутой рукой

Введение нового закона, призванного облегчить жизнь заслуженных людей, превратилось в издевательство над ними.

Герои с протянутой рукой | Фото: Pixabay / sabinevanerp

Фото: Pixabay / sabinevanerp

Забота о пенсионерах – священный долг государства. С этим, пожалуй, не будет спорить никто.

Но есть категория граждан, имеющих перед страной заслуги особые. Это люди, прославившие ее научными, производственными, культурными, спортивными или иными достижениями и удостоенные за это высших премий и государственных наград. Логично было бы предположить, что они заслуживают от государства несколько большей благодарности, чем все остальные. Долгие годы, однако, никаких отличий для них не делалось – олимпийский чемпион мог получать такую же пенсию, как водитель трамвая. Или даже меньше.

В 2001 году наши народные избранники наконец решили эту явную несправедливость исправить. На рассмотрение в Думу поступил закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». Перечень подпадающих под эту категорию граждан достаточно обширен: Герои Советского Союза и Социалистического Труда, лауреаты Ленинских и Государственных премий и многие другие. Добавка к пенсии (а речь идет только о пенсионерах) выходила весьма существенная – кое-кто из этих уважаемых людей «богател» сразу в несколько раз. И, как говорится, слава богу! Но... у нас ведь всегда хотят, как лучше, а получается...

Дума приняла указанный закон 6 февраля минувшего года, Совет Федерации одобрил его 13 февраля, а президент подписал 4 марта. Вступление же его в силу произошло 1 января. То есть тогда, когда закона, по сути-то, и не было. Казалось бы, беда небольшая – денежки осчастливленным людям начнут капать на два месяца раньше. Так в конце концов и получилось. Но далеко не для всех.

Статья 3 данного закона гласит, что дополнительное материальное обеспечение (сокращенно ДМО) назначается со дня вступления его в силу, если обращение за ДМО последовало не позднее трех месяцев с этого самого вступления. Таким образом, 4 марта, когда все герои, лауреаты и олимпийские чемпионы могли стартовать в бюрократическом забеге, большая часть отведенного им на это срока уже прошла.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Разумеется, никто этих заслуженных людей не разыскивал, в начальственные кабинеты не приглашал и торжественно им деньги не вручал. «Находиться», отыскивать нужный кабинет и заявлять о себе они должны были сами, причем в пожарном порядке. Заявившие после 31 марта рассчитывать на получение ДМО с 1 января уже не могли – только со дня обращения. Учитывая, что о появлении закона знали далеко не все (громогласно о нем не объявляли, а опубликован он был лишь в «Российской газете» и журнале «Пенсия»), многие подпадающие под него граждане, разумеется, пролетели «мимо кассы». Но и это еще не все!

Для тех, кто не в курсе, открою маленький бюрократический секрет. Законы, которые наши права в чем-то ограничивают (ну, например, тот же Уголовный кодекс), как правило, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО вступают в силу с того самого дня, с которого им положено вступать. Законы же, которые нам что-то дают (пенсию ли, надбавку или иное материальное благо), с продекларированной даты действовать отнюдь не начинают. Требуются еще ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ для разъяснения механизма введения их в действие.

Как сажать человека в тюрьму, дополнительно разъяснять не надо – это и так понятно. А вот как ему накинуть сотню-другую к пенсии – тут, брат, надо семь раз отмерить. За что накидывать, кому, сколько, на основании каких документов, где эти деньги взять и как оформлять. Целая серия сложнейших процедур! И начинается их разработка, естественно, лишь тогда, когда закон окончательно подписан. Ясное дело, чего заранее суетиться – вдруг не подпишут или подпишут в другой редакции. Зачем лишние движения делать?

И в описываемом нами законе, если его внимательно почитать, этот временной люфт обозначен. К примеру, пункт 2 статьи 6 говорит, что «правила финансирования выплат дополнительного материального обеспечения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». А в статье 7 говорится о том, что тот же самый орган определяет порядок обращения за ДМО и рассмотрение вопросов, связанных с его назначением. Естественно, ни 4 марта, когда закон был подписан президентом, ни тем более 1 января, когда закон уже действовал, хотя его еще не было, никаких этих «порядков» в природе не существовало. 4 марта правительство лишь получило «отмашку» для их разработки.

Поэтому, когда увенчанные высшими наградами Родины наивные граждане начиная с 5 марта пошли по чиновничьим кабинетам оформлять свое законное ДМО, они получили там от ворот поворот. Чиновники попросту НЕ ЗНАЛИ, что с ними делать. И пребывали в неведении еще несколько месяцев. Хотя, между прочим, 28 марта в районные органы соцзащиты поступило письмо зампредседателя комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга А. А. Авсеевича, в котором он предлагал заявления от граждан все-таки принимать вместе с документами, подтверждающими их заслуги и факт получения пенсии. Тем не менее, как свидетельствуют сами граждане, принимать заявления от них стали только во второй половине мая. И то лишь предварительно, до поступления подробных указаний «сверху».

Порядок назначения ДМО был разъяснен Постановлением правительства РФ от 7 июня. Перечень же документов, необходимых для этого назначения, был утвержден Министерством труда и социального развития РФ лишь 6 августа, а зарегистрирован в Минюсте 23-го числа того же месяца. К этому времени о трехмесячном сроке, в который требовалось уложиться (и который, как мы помним, закончился, едва начавшись), можно было давно забыть. То есть НА ПОЛНОМ ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ в получении ДМО с 1 января могли смело отказать ЛЮБОМУ, явись он даже в момент, когда президентская подпись под законом еще не просохла.

Но чиновники, слава богу, тоже люди. Вздыхая над очередным законотворческим «вывертом» (сколько они их уже перевидали, лучше не спрашивать!), они еще до приема заявлений попросту «неформально» записывали обращавшихся в журнал «устных обращений граждан», а потом, когда обстановка прояснилась, обзванивали их и просили подойти. Кто обратился до 1 апреля, тот все-таки получил свое законное ДМО с 1 января. Остальные – со дня обращения. Выплаты, правда, начались лишь в сентябре. Но лучше поздно, чем никогда. 

История, увы, еще не окончена. Для отдельной категории заслуженных граждан – а именно для награжденных орденом Ленина – закон вступает в силу с 1 января 2003 года. И если они не хотят потерять положенные деньги, им тоже нужно успеть заявить об этом в трехмесячный срок. Сейчас, конечно, задача будет попроще. Три месяца до конца марта у этих людей есть РЕАЛЬНО. К тому же все юридические процедуры уже прояснены. Главное – вовремя стартовать. Но, как и их предшественников, никто этих орденоносцев разыскивать и извещать не будет. Дополнительных объявлений на заборах и по телевидению не предвидится. Кто не успел – тот опоздал. Так что, уважаемые читатели, если среди ваших знакомых есть такие люди, не поленитесь, сообщите им. Пусть их жизнь станет чуть-чуть полегче...

#пенсионеры #закон #соцподдержка

Комментарии