Генералы рыночной карьеры. Как жили российские афганцы в 1990-х

В 1990 – 2000 гг. на рынке Апраксина двора можно было встретить торговцев с военной выправкой – темноволосых светлокожих мужчин с голубыми или светло-карими глазами. Их, говоривших на пушту или дари, не трогали даже самые отъявленные бандиты и рэкетиры. В те годы многонациональный мир Петербурга пополнился новой диаспорой, насчитывавшей в разные времена до 2 – 3 тыс. человек. Это были афганцы. Покупатели кожаных курток на рынке не могли и предположить, что продавец – бывший генерал-лейтенант МВД Афганистана, или лейтенант-майор, или экс-замминистра внутренних дел. Диаспора в основном состояла из военных. В этом и был секрет «неприкосновенности» афганских торговцев.

Генералы рыночной карьеры. Как жили российские афганцы в 1990-х | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Они были беженцами, хотя официально и не имели этого статуса. В начале рыночной карьеры афганцы «челночили» – в условиях неопределенного правового статуса других способов заработать на жизнь у них не было. Будучи нелегалами, они постоянно подвергались проверкам документов и штрафам. Я знала одного афганца, который за три месяца был оштрафован 35 раз за нарушение миграционного режима.

Даже в таких условиях они не забывали о своем достоинстве и национальной гордости. Строго следовали основному Закону Пуштунвали. Пуштуны почитают Коран и опираются на его законы, однако если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламским каноном, то руководящими принципами становятся пуштунвалийские.

Питерские афганцы быстро сумели организоваться – в Единый афганский центр вошли три национальные общественные организации. Возглавил центр пятидесятилетний генерал-лейтенант в отставке, бывший заместитель начальника политуправления МВД Афганистана Мохамад Тахир Яргал. Общества стали выпускать две рукописные газеты «Бахир» и «Хендара» на пушту и дари. В 2000 году открыли детский сад. Для нуждающихся земляков организовали распределение гуманитарной помощи.

Афганцы хотели, чтобы их дети не забывали свои корни. Большое значение руководители обществ уделяли газетам, где на их родном языке публиковались статьи по истории Афганистана, стихи великих поэтов. Организовывали конференции, посвященные историческим личностям и датам.

Так молодежь узнала, что еще в XIX веке в Петербурге и Москве жил их знаменитый земляк, общественно-политический деятель Джамаль ад-Дин аль-Афгани, удостоенный аудиенции императора. Имя Джамаля стало известно Александру III после публикации его статей в известном журнале «Новое время». В них теоретик панисламизма разоблачал колониальную политику Англии в Азии, и это очень заинтересовало императора. Джамаль в 1889 году был приглашен в Зимний дворец.

«Всему исламскому миру необходимо объединиться против европейского колониализма, но парламентский строй лучше абсолютизма», – сказал он монарху. Император тут же прервал Джамаля, заявив, что аудиенция закончена. Он так и не выслушал реформатора ислама, мечтавшего о духовно-нравственном единстве всех мусульман и консолидации их в едином государстве...

XX век не принес афганскому народу духовно-нравственного единства. Южного соседа бывшего СССР раздирают гражданские войны, предательства, перевороты, внешняя интервенция.

Появившиеся в Петербурге афганцы были в основном членами Народно-демократической партии (НДПА), поддерживавшей правительство Наджибуллы. Они покинули Афганистан после того, как национальная армия лишилась поддержки российских войск, выведенных из Афганистана в 1989 году. Афганцы покидали родину и в 1992-м, когда отряды душманов взяли Кабул и появилась Исламская республика Афганистан.

В те годы люди из рук в руки передавали газету «Вахдат» («Единство»), которая выпускалась на языке пушту в Пакистане для зарубежных афганцев. В ней сообщалось о решении талибов (запрещенная в РФ организация) наказать граждан, которые занимались общественно-политической деятельностью до их победы в Афганистане, были членами НДПА и поддерживали правительство Наджибуллы. Предлагалось составить черные списки таких людей, где бы они ни проживали. По шариатским меркам «наказание» могло означать и смерть...

Для небольшой части афганцев Петербург и Россия стали тем спасительным островом, где они могли жить, не подвергаясь смертельной опасности. Всего же за три десятилетия Афганистан покинули более 6,5 млн человек. В основном выходцы из этой страны живут в Иране и Пакистане.

У российских афганцев была непростая жизнь. На пути к нормальному существованию им нужно было пройти через «тернии» российских законов о беженцах, которые тогда только формировались. Единицы смогли получить такой статус. Это влекло за собой сложности с трудоустройством, хотя многие из прибывших людей имели неплохое образование и профессии. Приехавшие в то время в СССР афганцы не получали отметок на границе, многие из них пересекали границу для обучения в наших вузах, а когда к власти пришли исламисты и финансирование оборвалось, студенты не только не смогли закончить обучение, но и вернуться на родину. Долгие годы не могла решиться судьба сотен афганских сирот, перевезенных в детские дома в 1970 – 1980 гг. в республики Средней Азии. После развала СССР выпускники детских домов десятилетиями жили без документов и правового статуса.

Это приводило к тому, что для многих афганцев Россия стала перевалочным пунктом для переезда на Запад. Некоторые воспользовались специальной программой правительства Финляндии, предоставившей афганцам приемлемые условия жизни. Но часть людей осталась в Петербурге, Москве (их там значительно больше). Некоторые вернулись на родину...

«Мы ничего не просим. Мы видим, как трудно переживает русский народ полосу реформ. И мы никогда не возьмем чужого куска. Но зачем тогда подписывали Конвенцию о беженцах?» – возмущался председатель общественной организации «Союз афганских граждан» Сафи Наиб. Он – кандидат юридических наук, бывший офицер Царандоя (государственная милиция Афганистана), вместе с советскими войсками воевавший с душманами и иностранными наемниками в Афганистане, стал выразителем интересов своих земляков в начале XXI века в Петербурге. Сафи считал, что с афганцами поступили в России несправедливо. Патриот своей страны, он твердо был убежден, что с афганцами нельзя говорить на языке войны. Недавнее бегство США из его страны подтвердило это.

Большая часть жизни Сафи Наиба прошла в России. Впервые юноша посетил Ленинград в 1982 году. Позже окончил Высшее политическое училище и аспирантуру. Поражало в Сафи упорство и верность традициям. Ну где найдешь мужчину, который почти тридцать лет сохранял верность невесте, с которой был помолвлен еще ребенком? Встретились они с суженой через четверть века в Пакистане, куда переехала ее семья. Сыграли свадьбу, и Сафи привез жену, губернаторскую дочку, в Петербург в общежитие. В тот год он получил российское гражданство. Сафи стал счастливым отцом троих детей. На Звездном рынке юрист торговал, а вечерами читал лекции студентам. При первой же возможности он уехал с семьей в Афганистан. Как сложилась дальнейшая судьба афганца и гражданина РФ Сафи Наиба после бегства американцев, неизвестно.

Сегодня питерские афганцы снова встречают беженцев с родины...


#беженцы #Россия #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7035) от 21.10.2021 под заголовком «Генералы рыночной карьеры».


Комментарии