Флагман ляжет в дрейф. ЛСП «Северный полюс» вышла в свой первый арктический рейс
Покинув Мурманский морской порт, новинка отечественного судостроения — ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» — вышла в свой первый арктический рейс. Причем не только с петербургскими учеными — членами дрейфующей полярной станции «Северный полюс-41» на борту. Вместе с ними в высокие широты отправились корабелы: работники «Адмиралтейских верфей» хотят посмотреть, как их детище поведет себя во льдах. Да и подстраховать на всякий случай экипаж. Мера вполне оправданная: речь‑то идет об очень необычном судне, своего рода плавучей обсерватории, равного которому в мире нет. А уж сюрпризы Арктика преподносить умеет.
ФОТО Pixabay
При передаче нового научно-экспедиционного судна Росгидромету ученые, проектировщики и корабелы, причастные к рождению ЛСП, не очень охотно знакомили с преимуществами заказа. Как видно, из суеверных побуждений, присущих не только морякам. Мол, мало ли что: одно дело — испытания на Балтике, а другое — подтверждение технических характеристик в суровых условиях Арктики. Тем не менее специалисты «Адмиралтейских верфей» все же дали «СПб ведомостям» комментарий по поводу ЛСП «Северный полюс».
«Технологические особенности, заложенные в данном проекте, делают судно уникальным, — отметил Руслан Касимов, старший строитель кораблей этой верфи — ответственный сдатчик судна. — Так, платформа имеет винторулевой комплекс, которому нет аналогов в мире. Он создавался непосредственно под ЛСП, чтобы успешно маневрировать во льдах и разгонять их при необходимости».
Необычность ЛСП этим, конечно, не ограничивается. Там предусмотрен, скажем, большой объем цистерн с запасом дизтоплива, который был рассчитан, исходя из условий работы основных судовых агрегатов: дизель-генераторов, главного дизеля и термальных котлов.
«Интересным инженерным решением стала система охлаждения агрегатов: после вмерзания судна в лед она должна функционировать так, чтобы дизель-генераторы находились в рабочем состоянии, полностью обеспечивая ЛСП электроэнергией. Для этого в носовой части платформы расположены два кингстонных ящика, от которых забортная вода поступает на охлаждение всех основных агрегатов», — продолжает Касимов.
А если кингстоны замерзнут, в кормовой части есть третье такое «окошко». Но даже если все три кингстонных ящика выйдут из строя, разогревшиеся агрегаты охладит вода, поступающая из балластных танков, уточняет специалист.
Это один из примеров того, как основные системы дублируют здесь одна другую, повышая запас прочности ЛСП. Причем, совершенствуя их, коррективы в конструкторскую документацию корабелы вносили порой уже при строительстве судна.
По ходу дела «перекроили», например, обустройство судовых помещений для экипажа и ученых-полярников, которым должно быть максимально комфортно. Ведь платформа рассчитана на автономное плавание (точнее, дрейф во льдах) протяженностью целых два года.
Оптимальные решения корабелы искали вместе с полярниками. Специалисты ААНИИ, подведомственного Росгидромету Арктического института, сопровождали адмиралтейцев на всех этапах работы — от подготовки документации до подписания приемного акта. Без полярной науки не обходилась ни одна операция.
Пандемия коронавируса хоть и повлияла на сроки выполнения заказа, но не существенно. А ужесточение санкций, коснувшихся всей отрасли, заводчане, по их признанию, не почувствовали вовсе: ЛСП тогда находилась в финальной стадии строительства и все оборудование для нее уже было закуплено…
И вот после ходовых испытаний судна, проходивших в два этапа, оно было введено в строй. Но заводчане не оставили без попечения головное судно проекта 00903. Срок гарантийного обслуживания узлов и механизмов ЛСП — ровно год, а за корпусом корабелы будут следить три года, проверяя воздействие на него сил природы.
Первая научная экспедиция продлится около года. Благодаря ЛСП ученые смогут не просто возобновить регулярные исследования в высоких широтах, но и проводить их уже в новом, современном, формате.
«Работа платформы станет серьезным вкладом в обеспечение технологического задела и укрепление позиций отечественной науки, — отметил президент РФ Владимир Путин, участвовавший в церемонии старта ЛСП. — А нынешняя экспедиция откроет яркую страницу в истории освоения Арктики, будет способствовать результативным изысканиям в области климата, экологии, биологии, океанологии и других важных дисциплин».
Мало того, ученые смогут теперь безопасно работать на просторах Арктики, не разбивая палаточный лагерь на льдине, сказал глава Минприроды РФ Александр Козлов. Работать, осуществляя комплексные (атмосфера — ледяной покров — океан) непрерывные исследования, что особенно важно для получения общей картины климатических и иных изменений.
Отправившись в сторону Новосибирских островов, экипаж планирует выйти туда к середине октября, чтобы развернуть на льдине дрейфующую полярную станцию. Там будут размещены метеорологический комплекс, магнитный павильон, океанографический терминал и ледоисследовательские системы.
«Больше полутора лет мы ведем наблюдение за ледовыми полями в этом районе, пригодными для научного лагеря, — пояснил директор ААНИИ Александр Макаров. — На текущий момент выбрано пять таких льдин, одна из которых в десятки раз превышает по размеру другие».
Подходящую льдину полярники, однако, выберут уже на месте, и примерно семь — десять дней будут вмораживать в нее судно: конструкция его корпуса позволяет выдержать сильное сжатие. На этом ледяном поле ученые разместят научное оборудование, а часть исследований станут проводить на борту судна. Полученные данные, которые будут передаваться в онлайн-режиме на большую землю, помогут точнее прогнозировать ледовую обстановку на Севморпути.
Кроме научных результатов планируется получить ценный опыт эксплуатации такой платформы, флагмана научно-исследовательской флотилии ААНИИ, чтобы передать его следующей смене полярников, отметил Кирилл Фильчук, начальник экспедиции «Северный полюс-41».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Заместитель руководителя Росгидромета Наталия РАДЬКОВА:
— Почти 80 лет российские полярники изучали высокие широты благодаря дрейфующим станциям. Из-за потепления климата найти подходящие для безопасной жизни и работы полярников льдины стало трудно, и в 2013 году программу пришлось свернуть. Но благодаря ЛСП, проект которой разрабатывался при тесном сотрудничестве Росгидромета, нижегородского КБ «Вымпел» и ААНИИ, она будет возобновлена, причем на принципиально ином уровне.
На борту платформы размещены 16 научных лабораторий, охватывающих весь спектр изучения природной среды Арктики. Специализированное грузоподъемное оборудование на борту судна позволяет отбирать пробы из толщи воды и со дна океана на больших глубинах. Анализировать же их можно в судовых лабораториях. Задача ученых — глубже изучив закономерности и причины климатических колебаний, дать обоснованные научные прогнозы.
Эта работа, отвечающая национальным интересам РФ, имеет огромное научное и практическое значение. Акватория Севморпути со временем превратится в круглогодичную транспортную магистраль, а безопасность и эффективность работы на трассе во многом будут зависеть от изменений ледовых и гидрометеорологических условий.
Моряки, работающие на этой трассе, получат качественные прогнозы ледовой обстановки. Результаты работы экспедиции пополнят ряды климатических данных, чтобы улучшить систему мониторинговых наблюдений и повысить качество прогнозов в Арктике.
Ввод в эксплуатацию ЛСП не оставили без внимания и наши зарубежные коллеги, ведь глобальное потепление на планете повсеместно нуждается в более пристальном изучении. А без первичных данных, получаемых в Арктике с помощью прямых наблюдений, построить достоверные математические модели по климату невозможно. Поэтому ЛСП «Северный полюс» суждено стать ведущей мировой научно-исследовательской площадкой в Арктической зоне.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7260) от 22.09.2022 под заголовком «Флагман ляжет в дрейф».
Комментарии