Евросоюз задумался о будущем после пандемии

Эпидемия коронавируса серьезно изменила жизнь европейцев, оказав существенное воздействие на функционирование всего Европейского союза. Но даже с учетом того, что вызовы, появившиеся в условиях пандемии, остаются очень непростыми, в недрах ЕС начинают активно обсуждать вопрос, как действовать в будущем.

Евросоюз задумался о будущем после пандемии | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Худшее позади?

Недавно опубликованные официальные статистические данные показывают, сколь мощными стали финансово-экономические последствия карантинных мер для стран – членов Евросоюза. Только во втором квартале текущего года валовый внутренний продукт в ЕС сократился на 11,9%, а государств, участвующих в еврозоне, – на 12,1%. При этом испанская экономика упала на 18,3%, французская – на 13,8, итальянский ВВП отступил на 12,4, Германия просела на 13,2, Бельгия – на 12,4%. Еще сильнее упала экономика Португалии – на 14,1%. По прогнозам экспертов, в 2020-м произойдет самое сильное падение национальных экономик ЕС начиная с 1995 года.

Коронавирус нанес и сильный моральный удар по европейской мечте. Ее суть, выражающаяся, в частности, в открытии национальных границ, оказалась пусть временно, но под вопросом. На протяжении нескольких месяцев люди, обладающие де-юре «европейским гражданством», были лишены возможности передвигаться по «единой Европе». Соответственно, на повестку дня вышел и вопрос о соответствии прав и свобод европейцев тем санитарным мерам, которые предпринимались государствами – членами ЕС для преодоления пандемии.

Однако, по крайней мере сегодня, можно сказать, что в целом европейский политикум пережил первую половину этого года сравнительно спокойно. Опросы общественного мнения в большинстве стран – членов ЕС показывают: граждане пусть и не без восторга, но все же приняли те карантинные меры, на которые пошли их национальные правительства. Мы видим, что в ведущих странах Евросоюза авторитет действующей власти или укрепился, или по крайней мере не снизился. К примеру, в Италии заметно возросло доверие к премьер-министру Джузеппе Конте, которого еще недавно многие в ЕС считали слабым премьером. В Испании, несмотря на сопротивление правой оппозиции, левое коалиционное правительство не собирается отказываться от своего курса. Заметно нарастили популярность правительственные партии Германии, особенно христианские демократы. Выборы разного уровня показали, конечно, существование серьезных проблем для правящих кругов во Франции и Польше, но и там, строго говоря, никаких серьезных перемен в осуществлении политики не произошло.

Конечно, в высших кругах ЕС прекрасно осознают, что гипотетическая вторая или «энная» волны COVID-19 в ближайшем будущем вполне возможны. Вместе с тем в заявлении Европейской комиссии (ЕК) содержится оптимистичный тезис о том, что «худшее, возможно, позади». А потому стоило бы совместно подумать о «коллективном будущем».

Курс – на Западные Балканы

Дискуссии по видоизменению «политического измерения» ЕС в период пандемии, когда политические партии «ушли на карантин», возобновились. Практически все панъевропейские партии выступили со своими «рецептами», касающимися будущего политической интеграции союза. Конечно, разброс подходов здесь велик: от идей по социальной переориентации евростроительства, защищаемой радикальными левыми, до возвращения в компетенцию национальных институтов вопросов, относящихся к разным направлениям политики, – за это выступают крайне правые силы. Но тут важно то, что такие дискуссии вновь актуальны.

Временное закрытие внутренних и внешних границ не ставит под вопрос сотрудничество европейских стран в этой области. В нынешнем году Греция и Италия, оказавшиеся наиболее уязвимыми с точки зрения проникновения на их территорию нелегальных мигрантов, получили новую финансовую помощь ЕС. Всего же с 2015 года Греции уже были выделены на управление миграцией 2,6 млрд евро, а Италии – миллиард. Но в условиях глобальной пандемии никто не даст гарантии, что Евросоюз в ближайшем будущем вновь не столкнется с очередным мощным миграционным кризисом.

В последние месяцы звучали также предложения, направленные на осуществление более прозрачной деятельности Европейского суда, совершенствование стратегии безопасности ЕС. Речь идет, в частности, о совместном и коллективном развитии соответствующих инфраструктур (телекоммуникаций, больниц, банков, аэропортов), борьбе со всеми видами киберпреступности (эксперты оценивают финансовые потери от киберпреступлений в астрономическую сумму – 5,5 трлн евро ежегодно!), адекватном ответе на новейшие «гибридные угрозы», такие как организованная преступность.

Доведение до конца процесса «брекзита» стало еще одним сильным морально-политическим ударом по ЕС. В этой ситуации коллегам по Европейскому совету удалось сломить сопротивление президента Франции Эммануэля Макрона и дать зеленый свет в марте нынешнего года на открытие переговоров о принятии в ЕС Албании и Северной Македонии. Параллельно уже в течение нескольких лет ведутся аналогичные переговоры с другими западнобалканскими странами – Сербией и Черногорией. Однако, хотя Европейский совет и подтвердил свое «обязательство в пользу расширения, которое представляет существенную политику ЕС», вряд ли сегодня можно со всей точностью сказать, когда именно первые «западнобалканские ласточки» окажутся в Евросоюзе. На сегодня ни одна из стран-претендентов не выполнила соответствующие «критерии интеграции».

Не забывая об экономике

То, что в ЕС весьма далеки от внутреннего единства, понятно по тому, сколь тяжелыми и напряженными все последние месяцы были переговоры по достижению соглашения о совместных финансово-экономических действиях в условиях пандемии. Хотя надо признать: консультации на эту тему пошли почти сразу же. В апреле министры финансов стран ЕС договорились о пакете мер на 540 млрд евро для борьбы с экономическими последствиями пандемии, эта сумма была поделена на средства для трудящихся, предприятий и правительств. Было также решено, что средства пойдут наиболее пострадавшим в Евросоюзе государствам – непосредственно на нужды здравоохранения.

После нескольких месяцев напряженных консультаций недавно на сессии Европейского совета было принято компромиссное решение о том, что ЕС займет на мировых финансовых рынках до 750 млрд евро на восстановление экономики. Таким образом, государства ЕС впервые в истории пошли на опцию общих долгов Евросоюза, которые в последующем будут погашены совместными усилиями его стран-членов. Правда, из-за жесткой позиции «бережливых» стран, чьи правительства поддерживают линию на минимальные расходы, объем безвозвратных кредитов особенно пострадавшим странам (в первую очередь –юга) был снижен с 500 до 390 млрд евро. Но в любом случае, как отмечает глава Европейского совета Шарль Мишель, речь идет о «смелом и амбициозном плане», который показывает, что с пресловутой европейской солидарностью вовсе не покончено...

Отметим также: в эти сложные месяцы ЕС не прекращал выделять средства и гранты на важные природоохранительные проекты, равно как и на развитие малых и средних предприятий. В частности, Европейский инвестиционный банк только что выделил барселонской агломерации 95 млн евро на «климатические проекты».

Но забота об экологии вовсе не означает, что европейские институты забыли о реальной экономике. Достаточно серьезными в недрах институтов ЕС были дискуссии о стратегии развития европейской промышленности, которую представила недавно ЕК. Принципиально эта стратегия имеет три ключевых приоритета: поддержать европейскую промышленность в глобальной конкуренции, сделать Европу «климатически нейтральной» к 2050 году и сформировать европейское цифровое будущее. Промышленная стратегия предусматривает оказание эффективной поддержки малым и средним предприятиям, продвижение единого рынка капиталов, установление единого цифрового рынка, в рамках которого Европа была бы способна действовать как «глобальный цифровой игрок».

Очевидно, в ближайшем будущем мы увидим новые инициативы, касающиеся функционирования еврозоны. Как бы то ни было, но единая валюта ЕС устояла, и именно от развития еврозоны во многом будет зависеть финансовое будущее всего Евросоюза.

Между суверенитетом и атлантизмом

Как известно, ЕС обладает целой линейкой мер, связанных с внешней политикой, безопасностью и обороной. Среди целей этой деятельности – сохранение мира, продвижение международного сотрудничества, усиление международной безопасности, развитие и распространение демократии, идеи правового государства и уважения прав и свобод человека.

ЕС – один из ключевых игроков в системе современных международных отношений. У союза есть средства и возможности осуществлять активную и даже амбициозную внешнюю политику. Хотя понятно, что объединению, пусть и такому тесному, как ЕС, делать это сложнее, чем национальным государствам. Но действующая с 2018 года Глобальная стратегия ЕС как раз и нацеливает Евросоюз на осуществление такой политики.

Разумеется, происходящие в мире перемены со всей остротой ставят вопрос об обеспечении реальной безопасности ЕС. А эта безопасность предполагает и активизацию военно-политического сотрудничества, о чем не устают повторять лидеры ведущих стран Евросоюза Эммануэль Макрон и Ангела Меркель. Президент Франции не раз заявлял, в частности, что «Европа не может защититься без своей армии». Нельзя сказать, что в период пандемии именно «военный» вопрос был главным в повестке дня европейской интеграции. Однако дискуссии о перспективах такой армии в странах – членах ЕС продолжаются. Поскольку основная часть таких государств одновременно входит и в натовский альянс, естественно, важной остается проблематика взаимодействия по линии ЕС – НАТО. По мнению французского сенатора Давида Ассулина, «эта тема очень непростая, скользкая», очень многое зависит от того, кто станет следующим хозяином Белого дома...

В самом ЕС не существует единства, должен ли, к примеру, существовать в Европе один генеральный штаб, а самое главное, какой все-таки должна стать в будущем эта «европейская армия» – единой, совместной, общей? Среди дискуссий, происходивших на официальном уровне в коронавирусный период, можно назвать такие темы: перспективы организации межармейского оперативного командования, совместная «социализация» офицерского корпуса, курс на создание единых лидеров европейского оборонно-промышленного комплекса.

Еще одной острой темой стал становящийся все более открытым в условиях пандемии экономический и геополитический конфликт между США и КНР. Здесь ЕС, можно сказать, оказался в ловушке. Несмотря на очень сильные экономические связи с Поднебесной, проблема китайского демпинга все еще очень актуальна для европейских стран, «гонконгский вопрос» вновь выявил несопоставимость политических моделей стран – членов ЕС и коммунистического Китая. С другой стороны, наглое давление Соединенных Штатов по самым разным пунктам (от требований повысить военные бюджеты до введения санкций против компаний, вовлеченных в «Северный поток-2») не может не беспокоить европейских лидеров. Думается, что ЕС будет непросто выработать совместную коллективную стратегию по этой тематике.

#Евросоюз #коронавирус #международные отношения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (6746) от 21.08.2020 под заголовком «Евросоюз задумался о будущем».


Комментарии