Если охота пуще неволи. Народный Музей Дороги жизни попал в уголовную историю

О тревожной ситуации, в которой находится народный Музей Дороги жизни в деревне Коккорево на берегу Ладоги, мы рассказывали еще в конце января. А теперь на нее обратил внимание и Следственный комитет РФ: специалисты нашли нарушения требований сохранения и использования объектов культурного наследия, возбуждено уголовное дело.

Если охота пуще неволи. Народный Музей Дороги жизни попал в уголовную историю | С этого берега Ладоги на Балтийскую землю шла Дорога жизни. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С этого берега Ладоги на Балтийскую землю шла Дорога жизни. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Напомним: в Коккореве находится обособленная экспозиция Государственного музея обороны и блокады Ленинграда, которая когда-то была его филиалом. Экспозиция занимает одну комнату в здании, в котором прежде находилась начальная школа, а с 2012 года им владеет Всеволожское районное общество охотников и рыболовов. После этого, как пояснили в Музее обороны и блокады, была утрачена официальная возможность вкладывать средства в бывший филиал, поскольку это частная собственность. Именно поэтому и вернуть музею статус филиала непросто, хотя и очень желательно...

Когда мы еще в начале года побывали в коккоревском музее, представители общества охотников и рыболовов отреагировали на наше появление весьма эмоционально и, честно говоря, не очень дружелюбно. Они пытались убедить нас в том, что они, владельцы здания, ничего против музея не имеют, но просят уважать их право собственности. Мол, когда они покупали здание на торгах, про обременение (объект культурного наследия) ничего не слышали, теперь же оно вдруг возникло. Дом старый, ветшает, а им не дают забить ни одного гвоздя без согласования с областным ведомством по охране культуры. Да и вообще, по их мнению, постройка эта - послевоенного времени, получила охранный статус по ошибке (или недоразумению), никакой мемориальной ценности не представляет и они готовятся доказать это в суде...

Тем временем ситуация продолжала развиваться. В начале марта в адрес президента России было направлено «письмо пятидесяти шести». Среди подписавших - жители блокадного Ленинграда, дочери, внуки и правнуки шоферов ледовой трассы, внучка и правнук начальника Дороги жизни в 1941 - 1943 годах Михаила Нефедова.

В письме говорилось, что народный музей в Коккореве «доживает последние годы... Никто не отвечает за его бесценные экспонаты... Труд ветеранов по увековечению памяти... оказался в забвении у наших современников. Несколько совещаний с представителями Общественной палаты, комитетом по культуре Ленинградской области и ЗакСа Санкт-Петербурга не дали существенных результатов».

Подписанты обращались к президенту с просьбой, во-первых, «принять личное участие в решении вопроса о передаче здания штаба Дороги жизни как объекта культурного наследия в ведение профессионального музейного сообщества» и, во-вторых, «дать указания соответствующим должностным лицам» выделить обществу охотников и рыболовов «альтернативный объект недвижимости».

После того как это письмо было обнародовано, в музей отправились телевизионщики. В их объективы попала маленькая нетопленая комната, осыпающаяся местами диорама, фотографии, испорченные из-за прохудившейся крыши... Дошла информация о состоянии музея в Коккореве и до Следственного комитета РФ, его глава Александр Бастрыкин потребовал провести тут проверку.

С целью выяснения всех обстоятельств бригада регионального следственного управления выехала в Коккорево. Там проверяющие получили объяснения заведующего экспозицией, жителей деревни, а также представителей администрации Всеволожского района и общества охотников и рыболовов. К осмотру привлекли также специалистов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и областного комитета по культуре.

По результатам проверки было возбуждено и теперь расследуется уголовное дело - по признакам преступления, предусмотренного ст. 243.1 УК РФ («нарушение требований сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»). Как указано на сайте СКР, будет дана юридическая оценка действиям (бездействию) должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, ответственных за соблюдение требований сохранения объектов культурного наследия».

Подключилась и областная прокуратура. Как сообщили там, по поручению прокурора Ленобласти будет проведена проверка по информации о состоянии Музея Дороги жизни.

1Коккорево22_С.jpg

Фото Дмитрия Соколова

По мнению Антона Ермолаева, представителя инициативной группы по возрождению музея, проблема возникла не сегодня и даже не вчера, однако дальше разговоров о том, что компетентные органы разберутся, а должностные лица примут меры, не доходило. Выработать же взвешенные и правильные решения можно только совместными усилиями рабочей группы, необходимость создания которой очевидна. В нее следовало бы включить представителей органов власти Всеволожского района, Ленинградской области, Петербурга, Российской Федерации, общественности, музейного сообщества, ветеранских организаций.

- Ни у подписантов письма, ни у нас нет и не было желания кого-то наказать. Главное - чтобы решение вопроса о судьбе музея сдвинулось с мертвой точки. Надо наконец-то побудить чиновников перейти от нескончаемых разговоров к реальным делам. В первую очередь требуется отремонтировать дорогу в Коккорево, оборудовав необходимыми знаками и указателями, благоустроить прибрежную зону - очистить от растительности и ила, - говорит Ермолаев.

В прошлом году к Дню Победы участники инициативной группы посадили возле музея кусты сирени. В нынешнем году эта акция будет продолжена, и на нее ждут всех неравнодушных к судьбе музея.

#СК РФ #Дорога жизни #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050(6648) от 20.03.2020 под заголовком «Если охота пуще неволи».


Комментарии