«Дымовые» маневры. Почему совместные учения России, Китая и ЮАР взволновали американцев?

В минувшую пятницу в далеком Индийском океане стартовали совместные военные учения трех стран БРИКС с загадочным и непривычным для россиян названием — MOSI II. В маневрах, которые продлятся десять дней, принимают участие корабли и подразделения морской пехоты России, КНР и ЮАР. Уже первая информация об учениях, которая была обнародована в конце прошлого года, негативно воспринята на Западе.

«Дымовые» маневры. Почему совместные учения России, Китая и ЮАР взволновали американцев? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Кстати, неизвестное для большинства россиян название MOSI означает на одном из официальных языков ЮАР — тсвана — всего лишь дым. А римская цифра два свидетельствует о том, что эти учения уже вторые по счету, первые были успешно проведены в ноябре 2019 года недалеко от Кейптауна. Тогда от России в них приняли участие ракетный крейсер «Маршал Устинов», средний морской танкер «Вязьма» и спасательный буксир СБ-406. Китай задействовал фрегат проекта 054А «Вэйфан» с управляемым ракетным оружием, а ВМС ЮАР — фрегат «Аматола» и корабль поддержки «Дракенсберг». В ходе учений экипажи отработали противопиратские и антитеррористические операции на море, а также действия по оказанию помощи потерпевшим бедствие.

В нынешних маневрах со стороны РФ будут задействованы фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и средний морской танкер «Кама». Китай будет представлен эсминцем, фрегатом и судном обеспечения, ЮАР — фрегатом и двумя вспомогательными судами. Также в тренировках, которые состоятся в районе портовых городов Дурбан и Ричардс-Бей, примут участие подразделения морской пехоты трех стран. «Трехсторонние учения принесут пользу всем участвующим странам за счет совмещения их оперативных военно-морских систем, совершенствования ­совместных систем управления», — приводит ТАСС заявление министра обороны ЮАР Танди Модисе. В ведомстве также отметили, что эти учения станут для трех стран платформой по обмену военными знаниями, навыками и операционным опытом.

Ранее в минобороны ЮАР информировали, что экипажам ­кораблей предстоит выполнить задачи по боевому слаживанию, противодействию пиратам и реагированию на стихийные бедствия. Целями маневров южноафриканское оборонное ведомство назвало обмен оперативными навыками и знаниями, а также укрепление отношений между странами.

Сразу же после того, как стало известно о предстоящих учениях, США выразили обеспокоенность грядущими маневрами. Об этом заявила журналистам пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер. Позднее представитель американского посольства в Претории Дэвид Фельдман в комментарии CBS также сообщил об обеспокоенности Вашингтона проведением учений.

Напомнила о «пагубности» совместных с Россией учений перед своим визитом в ЮАР даже министр финансов США Джанет Йеллен. Днем позже в Южно-Африканскую Республику для учас­тия в 15‑м заседании министерского диалога ЕС — ЮАР прибыл глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, который тоже не преминул поучить «заблудшие» власти Претории. «Все государства имеют суверенное право выбирать приоритеты внешней политики и организовывать военные учения, поэтому я не могу комментировать планы ЮАР провести учения с российским флотом», — сказал Боррель, добавив, что «не может не отметить совпадения, которые не являются хорошими» для этих маневров и военных действий на Украине.

Примечательно, что 2 февраля также стало известно о том, что ЮАР отказалась от участия в военно-морских учениях Obangame Express 2023 совместно с США, которые завершились в Нигерии. Об этом заявил контр-адмирал директор морского штаба ВМС США в Европе и Африке Чейз Патрик. «Мы действительно приглашали Южную Африку на наши учения, но они, насколько я помню, отказались в них участвовать. У нас есть предстоящие учения, например, Cutlass Express, которые сосредоточены на территориях некоторых из наших стран-партнеров в восточной части Африки, что, я думаю, было бы действительно хорошим местом для вовлечения Южной Африки, но они просто не участвуют в учениях в этом году», — сказал Патрик.

В свою очередь в ходе визита в Преторию министр иностранных дел России Сергей Лавров отверг критику в адрес нынешних трехсторонних учений. «Три суверенные страны, не нарушая никаких норм международного права, проводят учения. Я не понимаю, у кого они могут вызвать «смешанную» реакцию?» — риторически спросил Лавров в ходе пресс-конференции и назвал грядущие учения транспарентными. «Наверное, у наших американских коллег, которые считают, что учения по всему миру могут проводить только они, и не только на своих более чем 200 военных базах по всему земному шару, но и в любой точке. Мы с нашими африканскими и китайскими парт­нерами предоставили необходимую информацию, которая доступна. Россия не хочет никаких скандалов и никакой конфронтации», — подчеркнул министр.

Трехсторонние учения MOSI II имеют особое значение в текущей геополитической обстановке и создают предпосылки для возможного формирования нового военно-политического блока, считает директор Центра военно-политических исследований Алексей Подберезкин. «Проведение MOSI II имеет колоссальное значение. Эти учения показывают, что БРИКС, который раньше был просто «клубом по интересам», становится весомым игроком на международной арене. Военно-политическое сближение России и Китая было очевидно уже давно. Сейчас к ним присоединилась и ЮАР», — поясняет эксперт.

По мнению руководителя Российско-китайского аналитического центра Сергея Санакоева, проведение маневров MOSI II свидетельствует о том, что Россия и Китай — далеко не единственные страны, готовые выстраивать новый многополярный мир. «Мир не ограничивается условным Западом. Его гегемония не может длиться бесконечно. И MOSI II это доказывают. Они демонстрируют единство позиций России, Китая и ЮАР, их вооруженных сил и готовность отразить любую агрессию», — отмечает эксперт. «Таким образом Россия, Китай и ЮАР сигнализируют всему мировому сообществу о своем присутствии в регионе, а также подтверждают наличие тесных союзнических связей между странами», — полагает специалист.

Проведение MOSI II важно и для союзников трех стран по БРИКС, и для других сторонников многополярного мира, уверен Санакоев. «В совместных учениях вы смотрите на своих союзников, а союзники смотрят на вас. Это позволяет выработать тактику при потенциальном нападении на одну из стран, входящих в БРИКС. Это видят и другие государства, которые устали от американской гегемонии. Вполне возможно, что впоследствии эти страны также присоединятся к учениям, а кандидаты в БРИКС утвердятся в правильности намеченного пути», — резюмирует аналитик.

А военный эксперт Алексей Леонков в беседе с корреспондентом RT отмечает важность военно-технического слаживания флотов трех стран — отрабатывается тактика на случай возможной агрессии в отношении одной из стран-участниц, определяется, какие силы и средства должны быть задействованы в такой ситуации. «На основе результатов этих учений, в частности, российский ВПК будет понимать, что можно этим странам поставить, чтобы у них были современные ВС и флот, которые будут способны действовать сообща», — поясняет Леонков. Он также подчеркивает, что MOSI II стали продолжением экономического, финансового и технологического сотрудничества в рамках БРИКС.


#Россия #Китай #ЮАР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7362) от 22.02.2023 под заголовком ««Дымовые» маневры».


Комментарии