Дотянулись до Таймыра. Как прошел арктический форум в Петербурге
Выставочные пространства на XI международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», прошедшем в Петербурге, выглядели скромно: пандемия. Не поражала воображение и экспозиция нашего города: макеты, буклеты, экран, демонстрирующий туристические маршруты по его «полярным» местам. Потенциал Северной столицы, используемый на благо Арктики, этот стенд почти не отражал.
ФОТО pixabay
Но северян притягивал. Так, профильный комитет Смольного подписал на этой площадке соглашение о сотрудничестве с Таймырским Долгано-Ненецким муниципальным округом. А это крупнейшая в России административная единица такого рода (879,9 тыс. кв. км), превышающая по площади любую европейскую страну.
Два месяца назад петербургский бизнес «отметился» в двух городах на севере Красноярского края – Норильске и Дудинке. Это не первая деловая миссия его представителей в Заполярье: подобный десант высаживался прежде в Якутске, Салехарде и Нарьян-Маре, предлагая востребованную там продукцию. Но встречи на красноярской земле (организует их комитет по делам Арктики Санкт-Петербурга) стали, пожалуй, самыми результативными.
Это «вотчины» горно-металлургической компании (ГМК) «Норильский никель» – крупнейшего в мире производителя палладия, меди и никеля. Ей по карману закупать для своих предприятий дорогое импортное оборудование. Но в условиях санкций такого сложного «железа» на российском рынке стало меньше. А многое из того, что предлагает северянам Петербург, сопоставимо по номенклатуре и качеству с зарубежными аналогами. Да и требования, предъявляемые северянами к горной технике и оборудованию, вполне ожидаемые.
Петербуржцы убедились в этом, побывав на руднике «Скалистый», самом глубоком на Евразийском континенте, и Надеждинском металлургическом комбинате. Оба актива входят в Заполярный филиал «Норникеля» и заинтересованы в укреплении связей с отечественными поставщиками. А Норильск, где живут многие работники промышленного гиганта, намерен, опять же при содействии петербуржцев, «сдвинуть» строительные проекты, обновить дорожно-коммунальную технику, получить новое медоборудование и т. д.
Взаимный интерес проявился там в полную силу. Да и Дудинка, столица Таймыра, с надеждой посматривает на Петербург. Ее морской порт, расположенный на берегу Енисея, нуждается в модернизации, поскольку не вписывается в программу, связанную с ростом грузооборота на трассе Севморпути. А перевозчики, обслуживающие густую сеть внутренних водных путей на Таймыре, мечтают обновить пассажирский речной флот, размещая заказы на невских верфях.
Словом, еще на одной северной территории, где действует заполярный транспортный филиал «Норникеля», с радостью встретили петербуржцев. Неудивительно, что эту деловую миссию Смольный оценил как очень эффективную. Хотя ее итоги (количество новых контрактов и общая сумма сделок) «арктический» комитет готов обнародовать месяца через два-три, собрав представителей девяти промышленных предприятий, участвовавших в той поездке.
«Нам удалось предварительно договориться по многим пунктам сотрудничества, – отметил председатель комитета Герман Широков. – Северяне очень нуждаются в компетенциях Петербурга – особенно по части строительства и ремонтных работ».
Этого потребует, добавил он, и масштабный проект по развитию Норильска, реализуемый на условиях государственно-частного партнерства, который предусматривает строительство там новых школ и детсадов, реконструкцию социальных объектов. В свою очередь Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный округ, занимающий треть огромного Красноярского края, рассчитывает, кроме прочего, существенно обновить свой кадровый потенциал.
После подписания соглашения об этом сообщил глава округа Евгений Вершинин. Вообще образовательная и культурная составляющая таких договоренностей с арктическими регионами становится все заметнее.
«Мы хотим, чтобы наши ребята получали образование в лучших университетах и колледжах Петербурга, в том числе представители малых коренных народностей Севера, – поделился чиновник. – Да еще нужно сделать так, чтобы они, получив диплом, возвращались в родные края».
Между тем промышленность Петербурга все прочнее укореняется в высокоширотных районах. Данные, позволяющие судить об этом, прозвучали и на форуме «Арктика: настоящее и будущее». За девять месяцев текущего года более 240 питерских компаний, вузов и научных центров заключили контракты с регионами Арктической зоны РФ, сказал губернатор Александр Беглов, выступая на пленарном заседании.
Совокупную сумму этих контрактов градоначальник не назвал. Но известно, что за семь месяцев 2021-го число их увеличилось по сравнению со вторым полугодием предыдущего года ровно вдвое, а общая «стоимость» договоренностей превысила 9,3 млрд рублей.
Включились в эту работу многие организации, участвующие в осуществлении проекта логистического кластера «Агрегатор грузооборота Северного морского пути», и предприятия, входящие в научно-производственный Арктический кластер Санкт-Петербурга. Пять таких компаний получили статус резидента самой крупной в мире свободной экономической зоны (там действует беспрецедентный набор налоговых льгот), куда вошла практически вся Русская Арктика.
«Этот кластер мы создавали в тяжелое время: весной прошлого года, когда обрушилась пандемия, – рассказал на форуме Герман Широков, – и задумывали его как объединение предприятий радиоэлектронной отрасли. Но жизнь внесла свои коррективы».
Сегодня туда входят 25 компаний, представляющих разные отрасли, продукция которых крайне востребована в Арктике. Пользуясь преимуществами такой кооперации, некоторые из предприятий реализуют в настоящее время семь полновесных кластерных проектов. Первый из которых, к слову, прошел конкурсный отбор, получив недавно субсидию из федеральной казны в размере 126 млн рублей.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7066) от 07.12.2021 под заголовком «Дотянулись до Таймыра».
Комментарии