Доступ к тайне. Как сделать краеведение интересным для подростков

Интересно ли вам краеведение? Вряд ли ошибусь, если предположу, что не каждый ответит утвердительно. Как же сделать краеведение интересным для подростков? Тех, кому 13 – 18, у кого переходный возраст и желание «жить» исключительно в социальных сетях. Не ответить сразу?

Доступ к тайне. Как сделать краеведение интересным для подростков | ФОТО Википедии / Saltleka / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / Saltleka / CC BY-SA 4.0

А вот Анастасия Князева, кандидат социологических наук, заместитель директора Городского историко-краеведческого музея города Полярный, что в Мурманской области, уверена: краеведение и подростки вполне «совместимы».

Полярный, расположившийся на берегу Екатерининской гавани Кольского залива Баренцева моря, по меркам не то что Петербурга, даже среднестатистического города России – крошечный. Закрытый для посторонних город с военным гарнизоном и базой Северного флота. Населения чуть больше 17 тысяч человек. Из них подростков где-то около тысячи. Да и те постоянно уезжают/приезжают с родителями. Но это город воинской славы, со своей богатой историей, которой Анастасии с коллегами однажды захотелось поделиться с юными умами.

Началось все, впрочем, с неприятного случая. В 2018 году в город приехало областное телевидение делать репортаж о местных достопримечательностях. Для одного из сюжетов пригласили детей рассказать на камеру об «интересностях». Пригласили детей не с улицы, а подготовленных, начитанных и вроде самых лучших. И тут конфуз случился. Юные горожане, помявшись, заявили, что рассказать им о Полярном почти нечего. Так дети бросили вызов взрослым.

Поначалу сотрудникам местного музея пришлось самим многому учиться, набираться опыта у коллег из других регионов. Но музейщики маленького городка не боялись стучаться во все двери, завязывать знакомства с разными творческими личностями на просторах России, а параллельно ходили по школам в поисках горящих глаз тех, кто желает стать участниками и главными исполнителями нового проекта о жизни родного города.

Были сложности. Анастасия признается, что они поначалу не знали даже, как подступиться к подросткам. Начинали с малого – мастер-класса по ольфакторному искусству (когда в качестве художественных средств используются ароматы), затем создавали арт-инсталляцию. Часто на ходу меняли планы, прислушиваясь к пожеланиям юных участников.

Учились не только вместе с ними, но и у них. Взрослые быстро поняли, что повествовательно-назидательная форма взаимодействия мешает. Ребята хотели быть не ведомыми, но ведущими.

«Вообще, – делится Анастасия, – подростки – самая сложная аудитория. Если музей научился работать с ними, он сможет работать с любым возрастом. Постепенно к нам стали приходить все больше и больше ребят. Они перетекали из одного проекта в другой, если не нравилось – бросали и уходили. Юношеский максимализм – он такой. Но рядом с нами всегда оставались заинтересованные ребята, понимающие значимость создаваемого продукта. Так мы дозрели до главного, с чего все и закрутилось: приступили к созданию туристического аудиогида по Полярному «Код времени».

Получилось трогательно и очень лично. Не просто некие точки на карте со своей историей. Это значимые для наших подопечных места, про которые и им есть что рассказать. Вот остановка «Хлебозавод». Девушка, которая искала по нему информацию, не остановилась на сухих фактах, она в красках описывает, как на этой остановке пахло в ее детстве. А другая, приглашая в маленькое путешествие по одной из поликлиник Полярного, вдруг вспомнила семейную историю, как там познакомились ее родители. Постепенно все эти человеческие зарисовки вплелись в реальную историю города».

Полярный – город с высокой миграцией. Люди приезжают и уезжают, кто-то спустя годы возвращается, чтобы ознакомить детей или внуков с этими местами. И аудиогид очень помогает старожилам вновь погрузиться в воспоминания, а первооткрывателям Полярного прочувствовать дух города. Ребята, создавшие его, это понимают, читают в отзывах слова благодарности. А потом уже охотно в компании новых друзей идут в городской музей, становясь частью его проектов.

Что же касается взрослых, то и они не остались внакладе. Открыли для себя вроде и простую, но очень важную составляющую: чтобы заинтересовать, казалось бы, ничем не интересующихся, надо дать доступ к тайне. В данном случае тайне истории, которую не раскроешь, пока не погрузишься в нее в закрытых для посторонних помещениях архивов музея. И вот уже детские глаза загораются интересом, а на просторах Всемирной паутины становится на один классный проект больше.



#краеведение #подростки #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (6999) от 31.08.2021 под заголовком «Чем пахла остановка?».


Комментарии