Чипирование становится всеобщим. В России промаркируют одежду

Обязательная маркировка – это то, что сейчас в наибольшей степени определяет жизнь российской торговли: приобретение нового оборудования и программного обеспечения, поиск специалистов, которых никогда не было в отрасли, привыкание к новым условиям существования. Ну и ценообразование. Стоит, наверное, напомнить, что маркировка – примерно то же самое, что и чипирование. На каждый продаваемый предмет должны быть нанесены дополнительные штрихкод или QR-код, которые покупатель может просканировать и узнать о данном товаре все-все. А именно: где и из чего он сделан, откуда прибыл, для чего может быть использован и прочее... Для этого, как нетрудно догадаться, покупателю необходимо вооружиться гаджетом с соответствующими функциями. При этом коммерсанты должны еще представить все данные на ресурс «Честный ЗНАК» – в единую национальную систему маркировки, – на котором теперь аккумулируются все сведения о движении товаров по России. Полностью на новую систему Россия перейдет к 2024 году. Но основная нагрузка пришлась на 2019 – 2021 годы. В 2019 году чипированы табак и шубы, в 2020-м – обувь, лекарства, фотокамеры, шины, часть домашнего текстиля, парфюмерия. В 2021-м пришла пора одежды.

Чипирование становится всеобщим. В России промаркируют одежду | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Успеть до февраля

Если верить Петростату, «одежная» потребительская корзина подешевела за 2020 год примерно на 1%: из 23 предметов, входящих в корзину, 14 стали дешевле.

К январю 2021 года больше всего снизилась цена на детские футболки: на 6,3% (средняя цена к началу года – 480 руб.). На втором месте по уровню снижения – детские брюки: на 5,5% (к началу года – 1435,79 руб.). И на третьей позиции – женские пальто: на 4,8% (к началу года – 9103,15 руб.). Чуть меньше подешевели детские кроссовки, джемперы, платья. Снизилась средняя цена также на женские туфли и блузки.

На четыре вида одежды цены поднялись менее чем на 3%. Юбки за год подорожали на 3,4%. А рекордсменом по росту цены стали женские колготки. По данным Петростата, их стоимость за2020 год увеличилась аж на 13,5%. Нынешняя цена – 228,62 руб.

Статистическое ведомство отмечает, что в расчет были взяты цены как в сетевых магазинах, так и на вещевых рынках.

Объясняя общую тенденцию, специалисты не склонны говорить, что причиной уменьшения цен стало снижение покупательной способности и, как следствие, падение спроса. Нет. В этой точке зрения замечена единственная перемена: люди стали покупать больше одежды в интернет-магазинах и меньше – в традиционных. Впрочем, это и понятно: пандемия плюс возможность выбрать товар подешевле.

В торговых сетях признают, что в течение года пытались реализовать как можно больше текстильных товаров, продажа которых с1 января 2021 года без маркировки невозможна. Их список пока еще не всеобъемлющий. Это верхняя одежда (включая лыжные костюмы и кожаные вещи), все предметы иной одежды кроме трикотажа, домашний текстиль.

Пока не введена такая обязанность в отношении купальников и вообще нижнего белья, а также чулочно-носочных изделий. К примеру, тех же колготок.

Не маркируются и вещи, продаваемые в магазинах Second Hand. А вот текстильные товары в комиссионных магазинах должны быть промаркированы. Исключение сделано для тех из них, которые уже были в употреблении. Остальные (те, что с ярлычками) непременно маркируются.

Маркировка одежды требует от торговых предприятий огромных усилий. А времени уже нет. Остатки незакодированных товаров, которые задержались в самом магазине, должны быть убраны с полок и вешалок, распакованы, промаркированы и запакованы вновь. И все – до 1 февраля. Если не успеют, штраф: для индивидуальных предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей, для юрлиц – от 100 до 300 тысяч. Возможно, товар конфискуют без права возврата.

Если же магазин будет уличен в продаже партии немаркированного товара на сумму более 1,5 млн рублей, наказание будет более суровым: лишение свободы до 4 лет и штраф 100 тысяч рублей.

А если при наличии маркировки сведения не будут переданы в «Честный ЗНАК», то юрлица заплатят штраф от 50 до 300 тыс. руб., должностные – от 5 до 10 тыс. руб., физические – от 2 до 4 тысяч.

В общем, в течение двух недель новогодних каникул на сотрудников магазинов легла повышенная нагрузка. «За кулисами» торговых зал=ов они без устали наносили коды на остатки товара.

Расходы на маркировку, что очевидно, будут заложены в цену товара. Собственно, это уже закреплено в постановлении федерального правительства еще в мае 2019 года. Тогда решили, что цена кодирования одной вещи не должна превысить 50 копеек плюс НДС. Правда, с тех пор прошло более полутора лет. Изменилась экономическая ситуация. Да и оборудование для чипирования, которым обязаны были обзавестись все торговые компании, подорожало. Так что 50 копейками (плюс НДС) мы вряд ли отделаемся.

Таким образом, скорее всего, по итогам января покупатели заметят подорожание как раз тех предметов одежды, цена на которые уменьшалась в течение 2020 года.

Будем пахнуть мандарином

В парфюмерных магазинах покупателей сейчас немного. Все, кто хотел приобрести заветный флакончик (себе или в качестве подарка), сделали это во время предновогодних распродаж. Однако ни праздничные скидки, ни снижение цен на парфюмерно-косметические товары (в декабре, по данным Петростата, оно составило 4,1%) спрос особо не подтолкнули. И многие покупатели на этот раз выбирали ароматы не от известных брендов, а более скромные варианты.

В конце концов, духи не средство первой необходимости, поэтому на них экономят в первую очередь. Сейчас, когда доходы у многих оставляют желать лучшего, отдать за флакон 4, 8, а то и 12 тысяч рублей готовы единицы. Да и процесс выбора духов в нынешних условиях удовольствия не доставляет. Самим трогать пробники не рекомендуется, а каждый раз звать консультанта, да еще и дезинфицировать руки, не хочется...

Еще одна тенденция нынешних дней – отток потребителей из специализированных сетей и бутиков в более демократичные форматы типа дрогери, совмещающие продажу парфюмерии со средствами гигиены и бытовой химии.

Что касается онлайн-формата, то духи — это все-таки тот товар, с которым перед покупкой необходимо ознакомиться лично. Интернет, увы, не пахнет. Поэтому в заочных магазинах в основном приобретают знакомые ароматы, которые не надо «дегустировать». Или же используют их при покупке подарков: аромат в этом случае особой роли не играет, а вот обойдется товар значительно дешевле.

Правда, покупая духи, распространяемые через сайты или соцсети, велик риск нарваться на контрафакт, от которого вряд ли спасут даже новые правила маркировки парфюмерии.

С ней у производителей духов возникли свои сложности.

По закону, импортные духи и туалетную воду (а их доля на наших прилавках составляет 50 – 70%) следует маркировать до того, как они пересекут государственную границу РФ. По мнению участников рынка, было бы намного проще и дешевле делать это не на «родном» производстве, а на территории соседних с Россией стран. Хотя даже в этом случае изготовителям и поставщикам придется менять логистику, что тоже экономически невыгодно.

Кроме того, продукция поступает в нашу страну в запломбированных контейнерах, которые придется по пути следования открывать для нанесения маркировки. Такие варианты также грозят производителям и поставщикам серьезными дополнительными расходами.

Чтобы этого избежать, бизнес пытается добиться разрешения проводить маркировку внутри РФ на арендованных складах. Однако контролирующие органы считают, что это может привести к легализации фальсификата. И их уверенность вполне обоснована: в 95% случаев подделывают именно иностранные духи и туалетную воду.

Пока парфюмерные магазины распродают складские запасы. По мнению экспертов, их должно хватить до осени. Потом импорт парфюмерной продукции в РФ может сократиться, особенно для низкого ценового сегмента. Многие компании будут сокращать ассортимент, оставляя только те товары, которые пользуются большим спросом. Особенно пострадают авторские духи, которые производят частные парфюмеры. Впрочем, они и прежде были дорогим удовольствием из-за высокой стоимости ингредиентов...

То, что останется, предупреждают эксперты, подорожает. Говорить насколько, пока сложно. По предварительным оценкам, после окончательного перехода на новую систему маркировки иностранные бренды вырастут в цене на 10 – 20%.

Кроме того, с нынешнего года создателям духов во Франции, Америке и в других странах, следуя указаниям Международной парфюмерной ассоциации, придется серьезно пересмотреть формулы своих ароматов: на использование некоторых натуральных компонентов наложен запрет. Среди запрещенных – жасмин, иланг и ветивер, которые, как оказалось, слишком аллергенны.

Но есть и приятная новость. Снят запрет на масло мандарина. Именно этот компонент будет практически во всех ароматах, которые появятся в продаже после 2021 года.

#маркировка #одежда #товары

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (6849) от 25.01.2021 под заголовком «Чипирование становится всеобщим».


Комментарии