На саммите ЕС обсудили миграционный кризис

На саммите ЕС обсудили миграционный кризис | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Массовый переток

Бурное переселение людей из бедных стран Азии и Африки началось не вчера. После окончания Второй мировой войны в условиях краха колониальных империй начался переток населения в Западную Европу, прежде всего в бывшие метрополии, такие как Великобритания, Франция, Нидерланды. До поры до времени миграционные волны были вполне тихими; так, например, в 1970-х годах в Западную Европу прибывали ежегодно всего по 30 тысяч беженцев и иммигрантов.

Однако завершение холодной войны и триумф неолиберальной глобализации привели к качественным изменениям. Уже в период трансформации Европейского экономического сообщества в Европейский союз ежегодное количество мигрантов выросло до 700 тысяч человек. Дальше - больше. К 2000 году только легальных иммигрантов в ЕС насчитывалось свыше 18 млн человек, что составляло около 5% населения. Через десять лет, согласно статистическим данным, в совокупности на пространстве Евросоюза проживали 33 млн мигрантов (правда, 12 млн из них - «внутренние», то есть выходцы из стран континента) и беженцев. Естественно, «миграционное цунами» 2014 - 2015 гг. только увеличило эти цифры.

Тема миграции забеспокоила европейских руководителей тоже не вчера. Еще в Маастрихтском договоре среди сфер общей политики внутренних дел и правосудия иммиграционная политика была выделена как особый пункт. С 1997 г. вступила в силу Дублинская конвенция, очерчивающая право предоставления в странах ЕС политического убежища. Саммит ЕС в 1999 г. принял «План Тампере», направленный на усиление борьбы с нелегальной иммиграцией и нацеленный на сотрудничество с третьими странами. В 2002 году начал функционировать Европейский фонд по приему нелегальных беженцев, еще через шесть лет был одобрен Пакт об иммиграции, предусматривающий защиту внешней границы ЕС, регулирование легальной миграции, сокращение притока неквалифицированной рабочей силы, создание общей системы предоставления убежища и поддержку стран - экспортеров миграции. Но политические кризисы, терроризм, голод, безработица и т. д. толкают все большее число выходцев из азиатских и африканских стран в «сытую Европу».

Партикулярные интересы

Миграционный вопрос превратился в глубокий водораздел между разными европейскими государствами и группами стран. Изначально жестко против продиктованной Брюсселем системы квот на прием беженцев из бедных стран юга подняли голос объединенные в Вишеградскую группу посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы. Причем в этих «бедных» странах - членах ЕС беженцев и нелегальных иммигрантов не ждут ни правые правительства, ни левоцентристские кабинеты.

От имени Вишеградской группы премьер-министр Венгерской Республики Виктор Орбан, говоря об идущей миграционной волне, заявил: «Мы не поддерживаем это, мы помогаем людям, нуждающимся в помощи, но не хотим становиться государствами иммигрантов». Схожую точку зрения высказывает и глава чешского правительства Андрей Бабиш, считающий, что вопрос иммигрантов следует решать вообще за пределами ЕС.

Близкую позицию занимает сейчас также Альпийская группа стран, тон в которой задают Италия и Австрия. В прошлом месяце Рим выступил с «Многоуровневой европейской стратегией», требуя пересмотреть действующее Дублинское соглашение, согласно которому ответственность за статус мигрантов лежит на «первой стране» ЕС, в которую они попали изначально. В Италии сегодня только нелегальных мигрантов, без статуса беженцев, насчитывается около 650 тысяч человек и понять рост антииммиграционных настроений в итальянском обществе вполне можно. Схожую позицию занимает и австрийское правительство, глава которого Себастьян Курц утверждает, что, заставляя страны - члены Евросоюза принимать больше беженцев, Брюссель рискует «не продвинуться вперед».

С другой стороны, имеется в ЕС и иная, совершенно противоположная, точка зрения; она в большей степени ассоциируется с южноевропейскими странами. Как известно, недавно Испания открыла свои порты для «гуманитарных суден» с нелегальными иммигрантами из Африки. Новый премьер-министр Испании Педро Санчес в этой связи заметил: «Мы не могли допустить, чтобы безразличие переросло в человеческую трагедию и гуманитарный кризис». Тут есть смысл напомнить, что полтора года назад в Барселоне по призыву местной власти собрались сотни тысяч человек, пришедших на манифестацию с обращенными к иммигрантам плакатами «Мы вас ждем»...

Как бы «центральной», промежуточной (но при этом и наиболее влиятельной) остается позиция, занимаемая странами - лидерами ЕС - Германией и Францией. Здесь упор делается на выработку и реализацию общей европейской политики в отношении мигрантов и беженцев, но без угрозы нарушения прав человека. Однако под давлением обстоятельств Париж и Берлин вынуждены в последнее время ревизовать прежние «благодушные» позиции. Во Франции правительство вносит более строгий закон об иммиграции и предоставлении убежища, а Ангела Меркель была вынуждена согласиться на создание на германо-австрийской границе транзитных лагерей по временному размещению беженцев.

Три подхода

Недавний правительственный кризис в Германии, грозивший распадом «большой коалиции», показал также, что тема миграции оказывает важное воздействие на соотношение политических сил в наиболее развитых странах Старого Света. Я бы выделил здесь, возможно - чуть упрощенно, три подхода к данной проблематике: радушный, прагматичный и отрицательный.

Первый проистекает в основном от левых сил - антикапиталистических партий, экологистов, левых социалистов. Исходя из общей приверженности гуманизму, они полагают, что ЕС и его отдельные страны-члены должны прилагать усилия для приема и адаптации в Европе прежде всего гуманитарных беженцев и политических иммигрантов. Но также, как считает заместитель председателя Партии европейских левых Майте Мола, «предпринимать энергичные меры для социализации экономических иммигрантов, труд которых окажет позитивное воздействие на европейские государства».

Либералы, умеренно правые и часть европейской социал-демократии разделяют более прагматичный подход. Они также считают, что иммигранты в целом нужны Европе. Канцлер Германии и лидер немецких христианских демократов Ангела Меркель публично заявляла, что видит в иммигрантах из бедствующих стран реальное подкрепление Германии. В какой-то мере суть такого подхода выразил председатель Европейской комиссии и лидер Европейской народной партии Жан-Клод Юнкер. Он призвал партнеров по ЕС облегчить переток в Евросоюз иммигрантов: «Те, кто не может войти в Европу через входную дверь, выходят из затруднения, входя через окно».

Впрочем, лево- и правоцентристы - политики очень гибкие, восприимчивые к общественному мнению. Вот почему и руководимые ими национальные государства в последние год-два усиливают борьбу с нелегальной иммиграцией.

Что же касается тех политических сил, которые принципиально и последовательно выступают за то, чтобы закрыть дорогу иммиграции, то здесь выделяются крайне правые, правопопулистские и консервативные партии. С их точки зрения, миграция как таковая несет для Европы экзистенциальный вызов. Иммигранты и беженцы, численность которых, как утверждают крайне правые, растет в геометрической прогрессии, представляют угрозу европейской идентичности, традициям и религиозным нормам старых европейских государств.

Конечно, правонационалистические силы спекулируют на ксенофобии и увязывают с мигрантами рост преступности, инфекционных заболеваний, открыто говорят о том, что трещащие по швам социальные системы стран - членов ЕС не смогут справиться с такой ношей. И, судя по электоральному прогрессу крайне правых в разных странах Евросоюза, эта антииммиграционная пропаганда приносит им свои плоды.

Заявка на решительность

С учетом вышеуказанных противоречий политического и регионального характера саммит Европейского совета 28 и 29 июня вряд ли мог принять твердые и однозначные решения по миграционному досье. Вот почему можно согласиться с теми экспертами, которые утверждают, что заключения Европейского совета в целом носят компромиссный характер. Они не удовлетворили ни левых апологетов миграции, ни ее правых хулителей.

Но все-таки общий сдвиг в сторону большей «строгости» налицо. В итоговом документе брюссельского саммита отмечается, что необходимо сочетать европейскую миграционную политику «с глобальным подходом в области миграции, который соединяет по-настоящему эффективный контроль внешних границ с повышенной внешней деятельностью и внутренними аспектами в соответствии с нашими принятыми ценностями». Столь «чугунная» бюрократическая формулировка тем не менее предполагает и некоторую конкретику.

Констатируя, что число беженцев и нелегальных мигрантов по сравнению с пиком миграционного кризиса в 2015 году резко снизилась, страны - члены ЕС намерены и дальше активно действовать против контрабандистов и проводников во всей средиземноморской зоне (особенно в Ливии). Энергично помогать Италии как стране, в наибольшей степени чувствующей на себе миграционные волны. Сотрудничать с транзитными странами (и прежде всего с Турцией, которой вскоре будут выделены на обустройство беженцев дополнительные полмиллиарда евро). Поддерживать внешние усилия по предотвращению нелегальной миграции. ЕС нацелен на организацию так называемых региональных платформ высадки лиц, спасенных на море, в рамках которых будет производиться фильтрация этих людей: кто является «настоящим беженцем», а кто мигрантом. По сути дела, сделан упор на создание транзитных лагерей в пограничных со Средиземноморьем странах - членах ЕС, что уже сильно беспокоит гуманитарные и правозащитные организации Старого Света.

Председатель Европейского совета Дональд Туск, комментируя итоги встречи в Брюсселе, отметил: «Я абсолютно убежден, что европейские граждане ожидают, что мы проявим решительность в действиях». Вроде бы заявка на такую решительность и в самом деле сделана. Но насколько эти действия будут эффективными, не упущено ли время? Пока на такие вопросы сложно дать однозначный положительный ответ. Как отмечает председатель Совета по внешней и оборонной политике РФ Федор Лукьянов, в какой-то мере недавние решения по миграции, а также конкретная политика ведущих государств (той же Германии) «ставят под сомнение базовые принципы европейской интеграции». И если это в самом деле так, то очевидно: миграционное бремя еще не скоро отпустит Европу. 

Материал был опубликован в газете под № 135 (6244) от 27.07.2018 под заголовком «Брюссельский компромисс».

#политика #мигранты #Европа

Комментарии