Как лидеры Северной и Южной Кореи сделали шаг навстречу миру

Прошедший на прошлой неделе третий межкорейский саммит мировое сообщество, лидеры некоторых государств определили как «прорывной», «переломный» и даже «исторический». Главы же КНДР и Южной Кореи назвали подписанное ими официальное заявление «большим шагом к достижению мира на полуострове».

Как лидеры Северной и Южной Кореи сделали шаг навстречу миру | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Думается, что об «историчности» или «переломности» саммита сейчас говорить рано, эту оценку подтвердит или опровергнет время и последующие события. Но очевидно, что и Ким Чен Ын, и Мун Чжэ Ин могут записать итоги сентябрьских переговоров в свой актив.

Встречу товарища Ына и господина Муна, без сомнения, и по форме, и по содержанию можно назвать беспрецедентной. Оба лидера всячески демонстрировали теплое и дружеское отношение друг к другу. Северокорейский лидер и его супруга Ли Соль Чжу сопровождали южнокорейского президента и его жену Ким Чжон Сук с самых первых шагов, когда гости ступили с трапа своего самолета на землю. Троекратные крепкие объятия двух корейских лидеров при встрече невольно напомнили «дружеские обнимашки» Леонида Ильича Брежнева со своими руководящими коллегами из соцстран. Также чем-то советским повеяло от картинки на телеэкране, когда ликующая толпа северокорейских граждан флажками и транспарантами приветствовала товарища Ына и господина Муна на протяжении всего пути от аэропорта до самого центра Пхеньяна, который, кстати сказать, они проделали на одном автомобиле с открытым верхом. Все два дня саммита оба лидера пребывали в отличном состоянии духа, много улыбались и излучали оптимизм. Таков был внешний фон встречи, весьма необычный для общения недавних непримиримых врагов.

Беспрецедентными оказались и конкретные результаты встречи в столице КНДР, которые были изложены в подписанном во второй день совместном пхеньянском заявлении. Вот главные его пункты. Северная Корея готова к демонтажу своего основного ядерного полигона в Йонбене; КНДР обещает допустить на полигон Точхан иностранных наблюдателей, чтобы те убедились в том, что объекты на них демонтированы; Пхеньян и Сеул обещают прекратить крупномасштабные артиллерийские и полевые учения на границе; планируется создать буферную зону в Желтом море, в которой не будут проводиться военно-морские учения; обе страны уже в этом году начнут работы по соединению железнодорожных и автомобильных дорог с обеих сторон границы; КНДР и Южная Корея намерены направить единую команду спортсменов на Олимпиаду-2020 в Токио и будут претендовать на совместное проведение Олимпиады-2032.

После окончания переговоров на банкете Ким Чен Ын подарил своему коллеге старинную карту некогда единой Кореи и пообещал вскоре нанести дружеский визит в Сеул, а его визави резюмировал итоги встречи следующими словами: «Мы заявили о де-факто прекращении войны и создали базу для совместного процветания на основе мира».

Итоги саммита вызвали положительную реакцию у главы Белого дома. «Ким Чен Ын согласился на проведение ядерных инспекций в случае успеха дальнейших переговоров, а также окончательно демонтировать ядерный полигон и пусковую площадку в присутствии международных специалистов. Это будет означать прекращение ракетных и ядерных испытаний. Героев (останки солдат США, погибших в Корейской войне. — А. К.) продолжают возвращать в Соединенные Штаты. Кроме того, КНДР и Южная Корея подадут совместную заявку на проведение Олимпиады-2032. Очень волнующе!» — написал Дональд Трамп в своем Twitter.

В России официальные лица также положительно оценили итоги саммита. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

«Декларация по итогам переговоров в Пхеньяне, которую подписали председатель госсовета КНДР Ким Чен Ын и президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, несомненно, — серьезный и прорывной документ, значение которого, пожалуй, даже выше политического веса июньских договоренностей северокорейского лидера с Дональдом Трампом», — написал политик в своем Facebook.

Он также добавил, что соглашение показывает успешность политики Пхеньяна по отделению межкорейских отношений «от США и Запада в целом». «Тем самым дается сигнал прежде всего южнокорейским визави: если хотите реального прогресса, то договаривайтесь напрямую и без предварительных условий и найдете в нас хорошего, готового к компромиссам партнера», — отметил Косачев.

Впрочем, аналитики призывают не преувеличивать успех пхеньянской встречи, полагая, что это только первые шаги по ликвидации напряженности на Корейском полуострове.

«Нынешний мир — фактический, но не юридический. С точки зрения международного права перемирие означает не конец войны, а лишь временную остановку военных действий, и любое перемирие становится необратимым только с заключением сторонами мирного договора», — полагают эксперты российского агентства «Регнум».

«Это психологическая операция, направленная против американских «ястребов», — уверен профессор Университета Кунмин (Сеул) Андрей Ланьков. — Цель Ким Чен Ына — создать впечатление, что процесс разоружения идет, хотя и медленно. КНДР не собирается сдавать ядерное оружие, но надо создать миролюбивую атмосферу и лишить сторонников жесткой линии в США аргументов».

По другой причине, но тоже пессимистичен ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов: «На мой взгляд, главное достижение саммита — это не очередной виток заявлений, не обмен визитами, а соглашение между военными. Они создают, по сути дела, демилитаризованную зону в районе спорной морской границы, где, собственно, и происходило большинство опасных инцидентов. Это не исторический прорыв, но шаг вверх по лестнице, ведущей к консенсусу. Однако надо понимать, что по этой лестнице КНДР и Южной Корее еще идти и идти. Про все остальное, как говорится, «будем посмотреть», поскольку ждать каких-то значимых подвижек в этом направлении, пока сохраняется система санкций, не приходится. Тем более что какое-то ослабление санкций никак не зависит от отношений Пхеньяна и Сеула», — уверен эксперт. «Это прерогатива США, что доказывается и недавним заявлением госсекретаря Майка Помпео, четко сказавшего, что санкции против КНДР ослабляться не будут, так как они являются главным средством давления на Север и принуждения его к диалогу», — поясняет специалист. По мнению Константина Асмолова, «не существует ни малейших шансов на то, что в ближнесрочной перспективе можно надеяться на ослабление санкционного режима против Северной Кореи. А значит, и надеяться на реальную денуклеаризацию Корейского полуострова в обмен на снятие с Севера санкций тоже не приходится», — резюмирует эксперт.

Весьма характерно, что президент Южной Кореи господин Мун Чжэ Ин сразу после возвращения из Пхеньяна на родину уже объявил о предстоящем визите на этой неделе в США, где он в беседе с Дональдом Трампом расскажет о переговорах со своим северокорейским коллегой.

#Корея #саммит #политика #лидеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (6275) от 24.09.2018 под заголовком «Большой шаг».


Комментарии