Более 250 тонн грузов отправили по Северному морскому пути с мая по август
За время летней навигации-2021, с мая по август, предприятия Петербурга и других регионов отправили по арктическим морям в порты Норильска, Лабытнанги, Хатанги, Диксона и на Дальний Восток через Магадан свыше 258 тыс. тонн грузов. Повысить этот показатель удалось нынче благодаря реализации проекта «Санкт-Петербургский агрегатор грузооборота Северного морского пути», за который отвечает профильный комитет Смольного.
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС
Нынче уже к маю, до открытия летней навигации, в морских портах Северной столицы были сформированы первые партии грузов, ожидающих отправки водным путем. Так что эта морская транспортная артерия стала действовать сразу же, без перебоев в интересах ведущих компаний Петербурга и других регионов России.
В общем объеме продукции, которую произвели и отправили этим путем петербуржцы, преобладают энергетическое оборудование, навигационные приборы, необходимые для обеспечения безопасности судоходства, военная и спасательная техника. Кроме того, жителям Заполярья было доставлено специальное крановое оборудование, предназначенное для строительства нового причала в поселке Диксон на Таймыре.
Между тем навигация на главной морской коммуникации в Русской Арктике продолжается. Ее осенний период будет тоже достаточно напряженным, считают специалисты. По их подсчетам, за следующие три месяца с сентября по ноябрь 2021-го подтвержденный контрактами объем грузов, доставляемых через Петербург из других регионов и стран по Севморпути, составит более 80 тыс. тонн. Крупная партия оборудования из Китая (около 15 тыс. тонн), в частности, отправится из нашего города по этой транспортной магистрали в сентябре.
Это означает, что Северный морской путь имеет шансы стать крупнейшим торговым коридором, значение которого растет. А Петербург может превратиться в главный транспортно-логистический узел на Северо-Западе России.
Достижению этих целей способствовал проект «Санкт-Петербургский агрегатор грузооборота Северного морского пути», который в начале 2021 года при поддержке Смольного запустил Логистический кластер Северо-Запада России. Его задача собирать в питерских портах грузы для отправки в высокоширотные и дальневосточные регионы по арктическому транспортному маршруту, наращивая экспортно-импортные операции и транзит.
Среди прочего этот кластерный проект предусматривал создание информационной платформы «Арктика-смп.рф», необходимой для сбора сведений от предприятий о планируемых ими поставках продукции по Севморпути. Такая платформа позволяет также накапливать в морских портах транзитные и местные грузы для равномерной загрузки судов, работающих в арктических водах.
В настоящее время этот способ доставки своих грузов в восточном направлении, на севера, рассматривают как удобный для себя многие калининградские предприятия и более 120 петербургских компаний, отмечают специалисты городского комитета по делам Арктики.
По их данным, кооперация в рамках проекта производителей продукции, экспедиторских и стивидорных компаний может обеспечить к 2025 году создание в этой сфере 800 новых рабочих мест и приток в городскую казну дополнительных налоговых отчислений в объеме около 400 млн рублей. Такие планы можно считать осуществимыми, если учесть масштабы освоения углеводородных месторождений в материковой части Заполярья и на континентальном шельфе, в Русской Арктике и на Сахалине.
Так, для разработки крупного Южно-Киринского месторождения (его извлекаемые запасы оцениваются в 814,5 млрд кубов газа, 13 млн тонн газового конденсата и 3,8 млн тонн нефти), расположенного в Охотском море, на северо-восточном шельфе Сахалина, в рамках импортозамещения были изготовлены газовые манифольды (Россия стала четвертой страной в мире, освоившей производство этих элементов буровых установок) и другое нефтегазовое оборудование. Несколько партий таких грузов (каждая весом более 10 тыс. тонн) предполагается отправить туда по Севморпути в 2022 2023 гг. для реализации проекта «Сахалин-3».
МЕЖДУ ТЕМ
Госкорпорация «Росатом», единый инфраструктурный оператор Севморпути, предложила уменьшить планы по наращиванию там грузопотока. Виной тому пандемия и связанные с ней проблемы: после рекордных 31,5 млн тонн грузов, доставленных по этой магистрали в 2019 году, темпы роста упали. В 2020-м этот показатель вырос лишь на 5%, достигнув 32,9 млн тонн. И спад продолжается: за январь май текущего года было перевезено 12,8 млн тонн грузов меньше, чем годом ранее за тот же период.
Международный транзит развивается пока медленно, львиная доля транспортируемых там грузов (почти 65%) приходится на СПГ и газовый конденсат, а другие позиции просели. Поэтому к 2024 году грузопоток по Севморпути составит, скорее всего, 60 млн тонн, а не ожидаемые 80 миллионов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7004) от 07.09.2021 под заголовком «Агрегатор ледяных морей».
Комментарии