Беспилотники как неизбежность. На ПМЭФ-2019 обсудили цифровизацию транспорта

В рамках XXIII Петербургского международного экономического форума состоялась дискуссия на тему, касающуюся практически всех - о цифровизации транспорта и новой парадигме его логистики.

Беспилотники как неизбежность. На ПМЭФ-2019 обсудили цифровизацию транспорта | ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Цифровые технологии прежде всего и быстрее всего приходят в грузовые перевозки. Причина в том, по мнению заместителя министра транспорта Алексея Семенова, что цифровизация повышает производительность транспортных систем, их качество и безопасность, причем без больших инвестиций в инфраструктуру, а себестоимость перевозок снижается. Сейчас все оцифрованные данные о контейнерах позволяют государству контролировать грузоперевозки, в том числе и через границу, а бизнесу - отслеживать процесс перемещения товаров или услуг.

Однако проблема в том, что пока транспортный комплекс работает в разных IT-системах: железнодорожные перевозки - в одной, у морских линий или автотранспорта - в других. И все они слабо синхронизированы. А современной экономике нужна единая система, где грузоотправители смогут взаимодействовать на одной платформе независимо от вида транспорта. «Мы должны устранить административные барьеры на границе, обеспечить бесперебойную транспортировку, организовать четкую информационную и навигационную поддержку транспортной системы, обеспечить унифицированную и безопасную цифровую среду, своего рода пространство, где перевозчик без проблем перемещается по всей стране», - обозначил задачу своего ведомства заместитель министра транспорта.

А крупные компании уже предпринимают усилия для цифровизации технологических процессов. Как заметил директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, в компании внедряется технология сквозного отслеживания грузов. «Мы подключили контейнеры, автотранспорт, морской транспорт и железные дороги. Наряду с технологией идентификационных печатей и электронного документооборота это должно стать основой для построения мультимодальной унифицированной транспортно-логистической среды», - пояснил он. Российские транспортные компании уже активно используют цифровые платформы, например, «Яндекс.Такси» благодаря этому работает в 16 странах. «Мы совсем недавно запустились в Финляндии, Израиле и Кот-д,Ивуаре», - рассказал генеральный директор компании Даниил Шулейко. Поскольку, заявил он, «за беспилотным транспортом будущее», то компания на отдельных участках автодорог проводит тестирование беспилотников.

Однако, чтобы по-настоящему эффективно использовать IT-технологии, нужна единая цифровая платформа транспортной системы Российской Федерации, что, по мнению многих экспертов, позволит России заявить о себе как о лидере цифрового транспорта. Несмотря на наличие самой технологии - наши разработчики не дремлют, пока платформы нет, а для ее появления, как водится, нужна политическая воля.

Наиболее заинтересованно шло обсуждение беспилотного автотранспорта и воздушных беспилотников. Здесь две главные проблемы - отсутствие закона о цифровом транспорте и обеспечение безопасности, в том числе в воздухе. «Мы хотим быть ближе к нашему клиенту, понимать его будущие требования и вместе с ним меняться, поэтому сейчас работаем для обеспечения безопасности полетов: наш ключевой российский партнер - «Аэрофлот» - явно готовится к цифровой трансформации», - обозначил позицию по цифровым метаморфозам транспортной отрасли заместитель гендиректора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Никита Данилов.

Заместитель гендиректора по информационным технологиям авиакомпании «Сибирь» Павел Воронин рассказал заодно о планах опознавания пассажиров по лицу, чтобы им не нужно было в аэропорту доставать посадочный талон. Более того, в расчетах с клиентами и партнерами предполагается использовать блокчейн... Сейчас широкому распространению задуманного мешает разнообразие нормативов в разных аэропортах мира. «Новые технологии позволяют удовлетворять запросы клиентов, но только в тесной интеграции с правительством мы можем сделать мир немного более удобным и безопасным для наших пассажиров», - резюмировал он.

Воздушные беспилотники, применение которых растет в геометрической прогрессии, используются в двух целях - коммерческих и развлекательных. В основном речь идет о развлекательных, потому что пользователями воздушных беспилотников становятся преимущественно молодые люди. Сейчас под них разрабатываются и соответствующие мобильные приложения, но, как считают участники нового сектора рынка, цифровым технологиям все же нужно обучать. А также, считает Никита Данилов, необходимо внедрять страховую ответственность за нарушение воздушного движения.

Председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко анонсировал первый пилотный проект по испытанию технологий и инфраструктуры для движения беспилотных транспортных средств на платной трассе Москва - Санкт-Петербург (М11) в районе Новгородской области. По его словам, предварительно уже запущены воздушные беспилотники для отслеживания ситуации.

Все хорошо, согласился президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев, однако при отсутствии нормативной базы «мы не пойдем далеко, если не убедим участников процесса взаимодействовать на общей платформе». А вице-президент по логистике НЛМК Сергей Лихарев обратил внимание на подготовку кадров с соответствующей квалификацией для цифровой трансформации транспорта.

Общий вывод участников дискуссии по поводу цифровизации транспорта: необходимо объединение усилий правительства и бизнеса по продвижению новых технологий. «Основную роль будет играть единая цифровая транспортная среда, которую бизнес и правительство должны создавать вместе», - констатировал заместитель гендиректора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Виктор Парахин.

Читайте также о том, что скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году.

#транспорт #логистика #беспилотники #технологии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6458) от 13.06.2019 под заголовком «Беспилотники как неизбежность».


Комментарии