Бензина нет. Почему Британию охватил топливный кризис

Неожиданно туманный Альбион погрузился в бензиновый кризис, причем старожилы сравнивают его с кризисом в 1974 году, когда рухнули мировые цены на нефть. Правда, тогда кризис был мировым, а ныне, похоже, его сотворили сами британские власти, не сумевшие до конца просчитать последствия Brexit.

Бензина нет. Почему Британию охватил топливный кризис | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

На заправочных станциях уже больше недели стоят огромные очереди, люди пытаются наполнить пустые бензобаки, а наиболее дальновидные приезжают с канистрами и даже бутылками из-под воды, пытаясь запастись топливом впрок. Это не всегда получается, потому что на некоторых АЗС отпускают только 20 литров в одни руки. Глядя на эти картинки на экране телевизора, невольно вспоминаешь последние годы советской власти, когда топливный кризис вовсю гулял по нашим просторам. Британские таблоиды рассказали историю, как мировая звезда футбола и, кстати, мультимиллионер Криштиану Роналду вынужден был после матча возвращаться домой пешком, поскольку его шофер так и не сумел заправить «Бентли» футболиста после восьмичасового стояния в очереди за бензином.

На первый взгляд кажется, что нынешний топливный кризис появился неожиданно и ниоткуда. В один не очень прекрасный день в стране закрылось несколько заправок, на следующий день закрывшихся стало несколько десятков, еще через день несколько сотен. Поначалу закрывались маленькие заправки небольших фирм. Ситуация обострилась после сообщения британского нефтяного гиганта ВР, объявившего о временном закрытии нескольких своих АЗС, а затем и заявления правительства Бориса Джонсона, что «горючки» в стране достаточно и не надо паниковать. Эта весть разошлась по стране, и хладнокровные и, казалось бы, вдумчивые жители Британии бросились скупать горючее.

Топливный кризис ударил по британскому фунту, который упал до минимальных значений за восемь месяцев: инвесторов беспокоит, что кризис, охвативший Великобританию, может привести к резкому замедлению роста и скачку инфляции. Фунт снизился на 1,2%, что стало крупнейшим падением по отношению к доллару за один день в этом году и самым низким уровнем с января. По словам аналитиков, паническая покупка бензина в последние дни стала симптомом более масштабных проблем в цепочке поставок, которые угрожают подорвать восстановление экономики после пандемии.

Поначалу ответственные чиновники попытались объяснить ажиотаж на бензоколонках бездумным поведением населения. В частности, президент Автомобильной ассоциации Великобритании Эдмунд Кинг заявил, что нехватку топлива создает его паническая скупка, а не проблема его нехватки или даже доставки. «В начале этой недели были определенные проблемы с цепочкой поставок из-за нехватки водителей грузовиков, но это было очень локальной проблемой», – сказал он в субботу в эфире Би-би-си, заверив, что остальное – дело рук самих автолюбителей. «Если взять30 млн машин, которые есть, и у каждой из них бак наполовину полон, и водители торопятся заполнить его полностью, и если учесть, что в среднем бак 60 л, то это ляжет бременем на всю систему», – заявил он. По оценкам Кинга, ситуация быстро разрешится, как только ажиотаж спадет. «Как только люди заполнят бак, но не будут ездить больше, чем они ездят, в течение нескольких дней нагрузка на систему уменьшится», – успокоил население (а может, и себя) Кинг.

Однако последующие действия правительства показали, что не все так просто. Уже спустя два дня после начала «топливного коллапса» британский министр по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии королевства Кваси Квартенг заявил, что британское правительство временно выведет топливную промышленность из-под действия антимонопольного законодательства, чтобы наладить поставки топлива на АЗС страны на фоне ажиотажного спроса. Как подчеркивается в заявлении ведомства, временная отмена действия закона о конкуренции от 1998 года позволит топливным компаниям свободно обмениваться информацией и совместно принимать решения об оптимизации поставок на АЗС в тех или иных районах страны. Предусмотренные британским законодательством антикартельные меры обычно ограничивают такую деятельность, но на сей раз власти вынуждены были нарушить собственные правила.

Еще одним решительным, но мало похожим на рыночные действия шагом стала попытка использовать армию, а точнее армейских водителей для доставки топлива на АЗС. Тот же Квартенг заявил, что «это разумная предупредительная мера». Правда, военных нужно переучивать, это займет некоторое время, да и дефицит гражданских водителей гораздо больше, чем может предоставить армия без потерь для себя.

Эксперты в области энергетики считают, что вся эта «катавасия» с бензином напрямую связана с двумя проблемами – Brexit и пандемией COVID-19, а также с не очень продуманными действиями британских властей по предотвращению их последствий. Все признают, что основная причина нехватки топлива на АЗС кроется в уменьшении количества водителей бензовозов, а это стало прямым следствием выхода Великобритании из ЕС. Вплоть до последнего времени водителей грузовиков легко нанимали на континенте, в других странах Евросоюза. Однако вследствие Brexit процедура получения разрешений на работу значительно усложнилась, равно как и процедура выдачи лицензии на управление грузовиками. Характерно, что представители Союза грузовиков Евросоюза уже заявили: они не вернутся в Британию, чтобы помогать ей выбираться из кризиса, ею же и созданного. Следует отметить, что эта проблема была известна, но власти ничего не делали, чтобы ее решить или хотя бы минимизировать.

Вторым фактором кризиса стала пандемия. Если в разгар пандемии, когда большая часть населения сидела по домам, а машины простаивали в гаражах, проблема нехватки бензовозов не ощущалась, то по мере возвращения к привычной жизни вопрос отсутствия иностранных трудящихся встал как никогда остро.

Впрочем, среди экспертного сообщества есть мнение, что глубинными причинами разразившегося кризиса стали ошибки британского правительства, которое отдало ключевые отрасли экономики в полное распоряжение бизнеса, а тот в свою очередь сделал ставку на завозную рабочую силу.


#бензин #кризис #топливо #Британия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7022) от 04.10.2021 под заголовком «Бензина нет, но вы держитесь».


Комментарии