Белый месяц, добрый год. Как отмечают Сагаалган

Белый месяц, добрый год. Как отмечают Сагаалган | В бурятской юрте гостей угощали боовами, урмэ и зеленым чаем с молоком, маслом и солью. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В бурятской юрте гостей угощали боовами, урмэ и зеленым чаем с молоком, маслом и солью. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сагаалган - самый важный праздник монголоязычных этносов. Первоначально, то есть с начала XIII века, праздник Цагаан сар (Сагаалган) приходился на осень. У монголов - народа с кочевым скотоводческим бытом - новый годовой цикл начинался в то время, когда скот уже принес приплод и заканчивалась заготовка молочных продуктов на зиму. В это время монголы прибавляли год возраста себе и скоту. Однако внук Чингисхана - великий хан Юаньской династии Хубилай - под влиянием китайской астрологии в 1267 году перенес время празднования Нового года с осени на февраль, конец зимы.

Начинающийся месяц называется Сагаан сара - Белый месяц. Белый цвет для этих народов - символ святости, чистоты, счастья и благополучия.

- По легенде, Белый месяц наступает, когда богиня Балдан Лхамо спускается на землю, согревая ее своим теплом, - тогда и начинается весна, - рассказывает вице-президент Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» Цырендари Самбуева. - Рано утром в Сагаалган богиня объезжает свои владения, отмечая дома, в которых встречают праздник. Их обитателей она может исцелить от болезней, подарить благополучие в наступившем году. Поэтому очень важно накануне привести в порядок дом, выбросить все ненужное и плохое из жилья и из головы, обеспечить полную чистоту внутри и вокруг.

Хозяйки украшают алтари. Перед божницей устанавливают праздничные яства - восемь благих подношений в чашах, все белое и сладкое, ведь встречают Белый месяц. В бурятских семьях делаются подношения и божествам - хозяевам местности, особенно в первые пятнадцать дней лунного года. Зажигают лампады и «хужэ» - палочки из ароматных трав.

- Кто может, проводит ночь перед Сагаалганом в дацане, - поясняет Цырендари Самбуева. - А кто не может, должен встать в пять утра (этот Новый год приходит не в полночь, а перед самым рассветом, когда в светлеющих сумерках уже можно увидеть пальцы рук), умыться, помолиться и таким образом встретить праздник.

Сагаалган - праздник прежде всего стариков и детей. Первыми поздравляют и одаривают старших родственников. Ребятишки ходят с поздравлениями по домам и дворам, и отпускать их без сладких подарков никак нельзя. В этот день люди дарят друг другу пятицветные шарфы хадаки.

У монголо-бурятского новогоднего приветствия есть особый ритуальный жест: младший поздравляющий протягивает старшему обе руки ладонями вверх, а старший кладет свои руки сверху ладонями вниз, что глубоко символично: младший поддерживает старшего под локти, становясь ему опорой, а старший передает молодому свою мудрость.

Прямая речь


Настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма дацан Гунзэчойнэй Джампа Доньед-лама (в миру - Буда Бадмаев):


- Пятнадцать дней от новолуния до полной Луны нужно настраивать себя на глубокое, благое и доброе, раскрывать свои внутренние духовные способности и отказываться от не благого. Нужно ходить в гости, встречаться с близкими людьми, радоваться и стараться быть счастливыми. Все это дает большой духовный заряд.

Перед Сагаалганом верующие заходят к астрологу, который по дате рождения определит благоприятные и не благоприятные для этого человека периоды в начинающемся году, чтобы он мог подготовиться и правильно себя вести.

Одним из главных ритуалов Сагаалгана является запуск «коня ветров» (он читается на тибетском языке, часть мантр на санскрите), после чего вывешивается флажок «Конь ветра удачи», освященный в храме. Он охраняет дом от злых духов и привлекает помощь божеств, приносит людям душевный подъем, дает силы на весь будущий год.

Дацан объединяет верующих разных течений буддизма. На службы и прием к ламам ежедневно приходят не менее 300 человек, в предпраздничные дни поток людей, конечно же, возрастает (кроме того, у нашего сайта 28 тысяч постоянных посетителей). Как и во всех буддийских храмах, первые 15 дней у нас идут торжественные молебны, посвященные пятнадцати победам Будды - великим чудесам, совершенным им в индийском городе Шравасти во время диспута с проповедниками шести небуддийских учений.

В буддизме наш ум должен быть ясным, просветленным, счастливым, любвеобильным и сострадательным. Нужно взращивать в себе сострадание ко всем живым существам. Если ты полюбил всех живых, у тебя нет врагов. Сознание успокаивается. Таким образом мы взращиваем в себе высокие духовные качества.

При воспоминании о Будде - нравственном идеале - на сердце появляется радость, новые духовные силы и цель, до которой человек стремится возрасти. Главная задача верующего в Белом месяце - постараться удержать в себе все светлое и доброе.

#праздник #народности #традиции

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (6388) от 26.02.2019 под заголовком «Белый месяц, добрый год».


Комментарии