Перезагрузка Балтики. Болевые точки региона обсудили на форуме в Петербурге
В Петербурге завершил работу XX международный форум «День Балтийского моря», проходивший под эгидой комиссии по защите морской среды этого региона (ХЕЛКОМ). Около 600 российских и свыше 100 зарубежных экспертов - представители Финляндии, Норвегии, Эстонии, Польши, Канады, Белоруссии и других стран - обсудили болевые точки Балтики, включенные в обновленный план действий организации, который чуть раньше был рассмотрен на ее 40-й сессии в Хельсинки.
Обновленный план действий ХЕЛКОМ поможет надежнее защитить морскую среду Балтийского моря. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Техногенная нагрузка на море растет, но и при таком решительном противодействии ему, кажется, ничто уже не угрожает. Увы, но это не совсем так: не успевают соседи по Балтике справиться с одними угрозами, как возникают другие, не менее опасные, которые требуют новых подходов, технологических новаций и законодательных изменений.
Для этого и понадобилось освежить план действий ХЕЛКОМ - международного органа, созданного в 1992 году после подписания Хельсинкской конвенции по защите морской среды Балтийского моря. Такая перезагрузка, как ожидается, поможет точнее диагностировать многочисленные болезни этой огромной экосистемы и предпринимать шаги по ее скорейшему выздоровлению.
Причем многие пункты обновляемой программы оказались созвучны исследованиям, которые проводят научные центры и экологические организации северной столицы России. А крупные города, учитывая растущую численность населения и промышленную активность, по определению оказывают серьезное влияние на уязвимую морскую среду этого региона, считает Дмитрий Франк-Каменецкий, профессиональный секретарь ХЕЛКОМ.
«Природа пытается сама справиться с экологическими бедами, - говорит он, - и во многом ей это удается. Так, восточную часть Финского залива спасает Нева, которая выносит мутьевые потоки и загрязняющие вещества в открытое море. Но предел возможностей есть и у нее. К тому же нужно принять во внимание накопленное за многие десятилетия наследие: затопленные в море объекты, результаты драгирования, брошенные коммуникации. С этим тоже нужно считаться».
Особую остроту на Балтике обрели процессы, связанные с загрязнением морской воды отходами животноводства, разрушением береговой полосы, донным промыслом рыбы и «грязным» судоходством. Тревожные нотки по этому поводу звучат в выступлении специалистов и сегодня. Между тем на первый план теперь вышли недуги, которые многие раньше недооценивали: скажем, разрушительное воздействие на морское дно «слепой» человеческой деятельности. На четырнадцати «круглых столах», состоявшихся в рамках форума, к обсуждению этих вопросов подключились эксперты, представляющие такие авторитетные организации, как Союз балтийских городов, Парламентская конференция стран Балтийского моря, коалиция «Чистая Балтика» и др.
В России есть специалисты высокого уровня, которые, анализируя опасные для этого региона тенденции, давно бьют в колокола, отметил Франк-Каменецкий. И хотя на международный уровень они выходят не очень-то смело, главная беда все же не в этом. Важнее то, что по целому ряду экологических проблем, характерных для Балтики, российское законодательство пока отстает. Это касается, в частности, растущей техногенной нагрузки на морское дно.
«В мире есть много инструментов, которыми можно воспользоваться, чтобы ее ослабить и приостановить, - пояснил эксперт корреспонденту «СПб ведомостей». - Но для этого нужно иметь соответствующие нормативно-правовые документы, а в России такая законодательная база отсутствует, что не позволяет оценивать подобные негативные процессы и вводить нормативы, которыми должны все руководствоваться при проведении на море строительных работ».
Есть и другие направления, где, несмотря на многолетние исследования ученых (прежде всего петербургских), полноценную работу сдерживают досадные провалы в отечественном законодательстве. Одно из них связано с использованием средств морского пространственного планирования, без которого регулировать хозяйственную деятельность на Балтике - от сооружения газопроводов до выращивания аквакультуры - по большому счету невозможно.
А вот в сфере «зеленого» судоходства под влиянием национальных и международных правовых норм (ограничения по выбросам оксидов серы и азота, сбросу балластовых вод, переходу судов на газовое топливо) подвижки стали заметны едва ли не во всем балтийском регионе.
Другой пример: рециклинг, то есть вовлечение в переработку биогенных отходов в сельском хозяйстве, а также при очистке городских коммунальных и промышленных стоков. В России такая работа ведется при поддержке проекта BSR Water Platform, международной платформы по сотрудничеству в управлении водными ресурсами. Этой теме была посвящена панельная дискуссия, состоявшаяся во Всемирный день водных ресурсов там же, на площадке «Экспофорума».
Годовая нагрузка фосфора на акваторию Балтики, по некоторым данным, составляет в Ленобласти около 26 тысяч тонн. Львиную долю этого объема дают сельскохозяйственные предприятия, использующие навоз в качестве органических удобрений и хранящие его в нарушение правил. А в осадках сточных вод Петербурга ежегодно накапливается без малого 3 тысячи тонн этого вещества.
Приняв участие в министерском совещании ХЕЛКОМ, состоявшемся год назад в Брюсселе, Россия обязалась включиться в разработку стратегии действий по рециклингу биогенов, которая бы опиралась на принципы циркулярной экономики и стимулировала применение наилучших доступных технологий. Такой документ предстоит создать к 2020 году.
«Полезные минеральные вещества в нашем регионе вымываются из почв дождевыми и талыми водами, - рассказала на форуме Ольга Рублевская, директор одного из департаментов «Водоканала СПб». - В то же время фосфор, который мы выделяем при очистке сточных вод, можно добавлять в техногрунты и использовать для борьбы с оползневыми явлениями и для обогащения почвенного покрова вдоль автострад, у железнодорожных насыпей».
Но, чтобы подобный проект был окупаемым, нужны менее дорогие, чем сегодня, технологии. Их поиск петербуржцы энергично ведут во взаимодействии с зарубежными коллегами. Другое дело, что северная столица получает загрязненную невскую воду, находясь на финишной точке водосборной системы, к которой привязаны семь российских регионов, не считая ближних соседей - Финляндии и Белоруссии.
Не потому, что они такие «плохие», говорит Иван Серебрицкий, заместитель председателя профильного комитета Смольного, - просто финансовые возможности у всех разные. Но на муниципальном уровне «балтийские» партнерские отношения тоже активно проявляются. По словам чиновника, это действенный инструмент решения задач, благодаря которому петербургские горячие точки на карте ХЕЛКОМ за четверть века удалось «погасить».
Все, кроме последней, но и полигон токсичных отходов «Красный Бор» скоро перестанет быть таковой, поскольку за его рекультивацию теперь будет отвечать Росатом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (6409) от 28.03.2019 под заголовком «Балтику ждет перезагрузка».
Комментарии