Атлантизм и суверенитет. Отношения между Германией и США проходят испытание на прочность

С июля началось полугодовое председательство Германии в Совете ЕС. Оно пришлось на очень сложный период. Пандемия коронавируса, финансовый и энергетический кризисы, внешние вызовы. Наконец, серьезно испорченные отношения с «большим заокеанским другом» – все это ставит перед локомотивом Евросоюза сложнейшие задачи, которые требуют своего разрешения. Одна из ключевых – восстановление отношений с США, которые при президентстве Трампа просели до самого низкого уровня.

Атлантизм и суверенитет. Отношения между Германией и США проходят испытание на прочность | Фото: pixabay

Фото: pixabay

Похоже, в Берлине не ожидали, что хозяин Белого дома почти с самого прихода к власти возьмет своего верного европейского союзника «на мушку». Свое отношение к Германии и ее руководству Дональд Трамп неоднократно демонстрировал публично, в присущей ему манере, сочетая критику и похвалу в адрес канцлера Ангелы Меркель. Он неоднократно унижал, как пишет немецкий еженедельник Vorwarts, самую большую гордость немцев – автопром, критиковал Германию за нежелание вносить достойный вклад в бюджет НАТО, отчитывал Берлин за строительство газопровода «Северный поток-2». В Германии даже высказывали мнение, что Трамп просто «одержим страной», питает к ней антипатию, как и к самой Меркель, что в этой связи он упорно отрицает свои германские корни по отцовской линии, говоря о «шведской родословной».

Справедливости ради заметим, что отношения между странами стали ухудшаться еще при Обаме, когда правительство ФРГ сообщило о получении информации о прослушке спецслужбами США мобильного телефона канцлера Ангелы Меркель. О слежке, которую вела АНБ за иностранными политиками, рассказал журналистам Эдвард Сноуден. Впрочем, в 2015 году германская генпрокуратура закрыла дело о прослушке канцлера, поскольку следователям якобы не удалось собрать нужные доказательства.

На фоне всего происходящего в германском обществе растет скепсис по отношению к военно-политическому партнерству США и Германии. Мало того, в Германии появились серьезные политики, которые полагают, что стране пора окончательно определиться, что важнее – верность атлантическим принципам или подлинная суверенность страны. Пока что они представляют оппозиционное меньшинство, это политики из Левой партии и «Альтернативы для Германии». Но это пока. Они уже открыто заявляют (и это было просто невозможно 5 _ 10 лет назад), что военное присутствие США в стране и тем более наличие на ее территории американского атомного оружия является прямым продолжением оккупации, начатой по итогам Второй мировой войны, и серьезным ограничителем суверенитета страны.

Однако многочисленные опросы, проводимые ведущими социологическими центрами страны, показывают удивительный парадокс. Общественное мнение, особенно в последнее время, склонно к критическому восприятию американской внешней политики и личности Трампа, американцев в целом. В то же время опросы свидетельствуют об устойчивом положительном образе США среди немецких атлантистов, массово представленных в высших эшелонах власти, военных, финансово-банковских кругах, ведущих немецких СМИ. Для 91% представителей немецких элит трансатлантическое партнерство имеет высший приоритет, оставаясь ключом преодоления кризисов и противоречий между странами на нынешнем этапе и в последующем. 90% опрошенных – за ведение диалога не только с самим Трампом, но и с его оппонентами в американской политике. В то же время доля рядовых немцев, выступающих за дальнейшее сотрудничество с США, составляет лишь 55%, 30% не считают американцев своими лучшими партнерами, а около 10% выступают за приоритет отношений страны с Россией и Китаем.

Характерны и цифры, касающиеся торгово-экономических связей двух стран: 30% опрошенных выступают за сокращение сотрудничества, и лишь 17% считают, что Германии нужно лучше понимать позиции США. Интерес представляет отношение немцев к усилиям США по укреплению НАТО. Более половины опрошенных скептически оценивают политику администрации Трампа в сфере безопасности, и лишь 15% спокойно реагируют на линию американского президента в отношении альянса. Если смотреть на перспективу, то 45% немцев допускают формирование евроармии под парламентским контролем.

Впрочем, следует отметить, что и немецкие власти постепенно приходят к мнению, что надо что-то менять в отношениях с США. К осознанию этой мысли пришла недавно и канцлер Германии Ангела Меркель. В обширном интервью, данном шести ведущим европейским изданиям, она заявила, что мир не должен воспринимать как должное стремление США к мировому лидерству. До мысли о выводе американских войск и атомного оружия с территории Германии Меркель еще «не доросла», наоборот, она сожалеет о сокращении американского контингента из страны, но при этом она выступает за увеличение собственного военного потенциала и призывает страны Евросоюза проводить более самостоятельную политику в области обеспечения собственной безопасности.

Еще одним примером того, что у немецкой политической элиты обнаружилось национальное достоинство, стало недавнее сообщение агентства Bloomberg, в котором утверждается, что внутри правительства Германии готовится документ, содержащий санкции против США. Они должны быть приняты в том случае, если Вашингтон решит ввести «адские санкции» против европейских участников строительства «Северного потока-2». Конечно, Ангела Меркель не Эммануэль Макрон. Немецкие политики еще не могут говорить с США с той же смелостью, с которой свою позицию, по крайней мере на словах, формулирует французский президент. Однако, по общему мнению, Берлин уже научился находить оригинальные предлоги для расширения своей независимости и противодействия американскому давлению.

Например, в качестве обоснования необходимости импорта российского газа используются аргументы, связанные с построением «зеленой» экономики (а более высокая экологичность природного газа по сравнению с углем – это научный факт, который невозможно отрицать). Для обоснования политической и даже экономической независимости от США тоже появилась интересная аргументация. Британская The Guardian, ссылаясь на вышеназванное интервью немецкого канцлера, констатировала: «Ангела Меркель предупредила, что остальной мир больше не может принимать как должное то, что США все еще стремятся стать мировым лидером и должны соответствующим образом скорректировать свои приоритеты».

Получается весьма не тривиально и по-своему издевательски: неподчинение американским указаниям объясняется не стремлением к свободе, а тем, что Штаты когда-то были хорошим гегемоном и защитником от всего плохого, а сейчас кто-то другой должен нести это бремя.

Все это, конечно, не означает, что немецкий истеблишмент уже завтра сделает свой выбор в пользу большей независимости своей страны в ущерб атлантической солидарности. Пока немцы, по сути, остаются геополитически неполноценным государством – американский, англосаксонский, натовский контроль над ними делает экономического гиганта Германию если не международным карликом, то мировым середняком. А ведь без права выбирать направление движения нет и настоящего суверенитета. До осознания этой простой политической аксиомы немецкая элита еще не созрела. Возможно, что и предпосылки для такого шага еще не сложились окончательно. Однако тот факт, что они уже заметны, – очевиден. Дело за временем.

#США #Германия #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6741) от 14.08.2020 под заголовком «Между атлантизмом и суверенитетом».


Комментарии