Арктический вектор Петербурга: итоги Международного форума

Лед тронулся... Вот так коротко, в двух словах можно подвести итог V международного форума «Арктика - территория диалога», завершившегося на днях в северной столице. Время красивых деклараций, когда все только и говорили о том, как важно России укрепить свои позиции в Арктической зоне, кончилось. Настала пора от слов переходить к делу, подняв эту работу на уровень приоритетных национальных проектов, что уже, собственно, происходит. И во главе этого «ледокольного» движения - Петербург.

Арктический вектор Петербурга: итоги Международного форума | ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Приметы такого перелома и в самом деле заметны. На ледяные просторы Арктики хлынули многомиллиардные инвестиции, там строятся заводы по переработке сырья, модернизируются морские порты, прокладываются транспортные линии. И возрождается главная из них - Северный морской путь, без которого развитие всей огромной арктической территории немыслимо.

Грузопоток на Севморпути составил в прошлом году 20 млн тонн, что втрое больше рекордного объема советской поры, когда закладывался фундамент промышленного освоения северов (во многом благодаря усилиям ленинградцев). Поэтому задача выйти к 2024 году на уровень 80 млн тонн уже не кажется такой несбыточной, как прежде.

По словам президента РФ Владимира Путина, выступившего на пленарном заседании форума, для этого предстоит принять новую стратегию социально-экономического развития Арктики, расписав конкретные меры, позволяющие вывести полярные регионы на уровень жизни не ниже общероссийского. К тому же в 2021 году наша страна будет председательствовать в Арктическом совете, куда входит восемь держав, и хорошо бы показать всему миру, насколько успешен подъем российского сегмента глобальной арктической зоны.


Фото автора

Стоит упомянуть наиболее значимые предложения, многие из которых, пожалуй, прозвучали в Петербурге впервые.

Первое: государство облегчит реализацию крупных проектов в опорных арктических точках, предоставив частным инвесторам льготы. Правительство подготовит такой законопроект в ближайшее время, а Госдума должна будет принять его уже нынешней осенью.

Второе: настала пора изменить режим налогообложения для компаний, которые испытывают громадные риски, работая в экстремальных условиях Крайнего Севера. Это касается не только сырьевой сферы, но и строительства там любых значимых инфраструктурных объектов.

Третье: предложено разработать план развития муниципалитетов, «обосновавшихся» на трассе Севморпути, уделив больше внимания медицине, образованию, строительству жилья, то есть качеству жизни.

Четвертое: наука должна идти впереди производства, создавая условия для полноценного и безопасного освоения ледяного края.

Пятое: позитивные изменения должны ощутить прежде всего коренные малочисленные народы Севера, проживающие на этой земле веками. О том, как добиться таких перемен, шла речь, в частности, на встрече губернаторов «Северного форума» (международной организации, объединяющей девять арктических регионов), которая также прошла в рамках форума.

Шестое: переход предприятий на чистые технологии не состоится без мер государственного стимулирования и принуждения. Минприроды РФ обязало 300 крупных компаний совершить в этом году экологическую реформу - около 20 из них «прописаны» в Арктике. На суше следует потушить газовые факелы, полыхающие в местах добычи углеводородов круглые сутки, а в акватории свести на нет вредные следы судоходства, совершив во всех отраслях поворот в сторону природоподобных технологий...


Фото автора

Некоторые из них можно было увидеть на выставке, где российские регионы демонстрировали в дни форума свои научно-технические достижения. И на этом фоне ничуть не потерялся коллективный стенд предприятий, верфей, конструкторских бюро и вузов Петербурга. Там была представлена внушительная линейка изделий - от продвинутых средств связи до специальной одежды для полярников. Не остались без внимания и  гражданские разработки Концерна ВКО «Алмаз-Антей», которые  оборонно-промышленный холдинг готов поставлять для арктического региона. А одна из компаний выставила образец нового вездехода, способного беречь чувствительный почвенный слой тундры. 

Петербург не только напомнил о былых заслугах в исследовательском и промышленном освоении студеного края. Ему удалось подчеркнуть и нынешнюю свою особую роль в этом процессе, примерив титул столицы арктических регионов.

Атомные ледоколы нового поколения, которые будут проводить караваны судов на Севморпути, строит Балтийский завод. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», предназначенная для круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах, вырастет в цехах «Адмиралтейских верфей» (закладку корпуса этого сооружения корабелы приурочили к форуму). Единственная в России компания, добывающая «черное золото» в море, это обосновавшаяся в северной столице «Газпром нефть»...


Фото автора

Неудивительно, что регионы Заполярья спешат завязать более прочные отношения с Петербургом, заключая новые соглашения о сотрудничестве или пересматривая прежние. Два из них, Архангельская область и Республика Саха (Якутия), обновили «дорожные карты» по укреплению межрегиональных связей на 2019 - 2021 гг. непосредственно в дни проведения  V Арктического форума.

#Арктика #Путин #Арктический форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (6420) от 12.04.2019 под заголовком «Арктический вектор Петербурга».


Комментарии