Архангельские корабелы завершают доковый ремонт легендарного дизель-электрохода «Михаил Сомов»

Архангельские корабелы (судоремонтный завод «Красная Кузница») завершают доковый ремонт легендарного дизель-электрохода «Михаил Сомов», награжденного орденом Трудового Красного Знамени. Многие годы этот ветеран научно-экспедиционного флота нашей страны доставлял ленинградских полярников с грузами в Антарктиду и на арктические станции. И уже более полувека остается в строю, получая добро от Морского регистра судоходства.

Архангельские корабелы завершают доковый ремонт легендарного дизель-электрохода «Михаил Сомов» | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

Научно-экспедиционное судно (НЭС) «Михаил Сомов», построенное в 1975 году по заказу Гос­комитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР, сразу после поднятия на нем государственного флага было передано ленинградскому НИИ Арктики и Антарктики. А осенью того же года отправилось из города на Неве в первый свой рейс.

Многие годы «Сомов» выполнял задания, связанные со снабжением антарктической станции «Ленинградская» жизненно важными грузами и сменой там персонала. А в марте 1985‑го, возвращаясь со станции «Русская», был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе недалеко от побережья Антарктиды.

Некоторых полярников и членов экипажа удалось доставить вертолетом на теплоход «Павел Корчагин». Остальные же оставались на судне, пока ледокол «Владивосток» подошедший на помощь, не освободил его из ледяного плена. Эта история легла в основу российского фильма «Ледокол», съемки которого проходили в Мурманске, Петербурге и на Кольском полуострове (режиссер Николай Хомерики использовал для съемок другое знаменитое судно — атомный ледокол «Ленин», выведенный к тому времени из эксплуатации).

За проявленное при этом му­жество Валентин Родченко, капитан НЭС, находившегося в дрейфе четыре с половиной месяца, был удостоен звания Героя Советского Союза. Высокую правительственную награду получило и спасенное судно — случай довольно редкий.

Примечательно, что спустя несколько лет, в июне 1991 года, «Михаил Сомов» с полярниками (сотрудниками станции «Молодежная») на борту вновь оказался зажат льдами и дрейфовал в их «объятиях» до конца того года…

В начале нулевых годов НЭС поменяло порт прописки — его передали Северному управлению Росгидромета, базирующемуся в Архангельске. Но продолжало ходить в море (полярники прозвали его «кормильцем Арктики»), доставляя людей, продовольствие и грузы на полярные станции и участвуя в выполнении научно-исследовательских программ.

С той поры судно регулярно, через каждые несколько лет, встает на доковый ремонт в «Красной Кузнице» (филиале центра судоремонта «Звездочка», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию), чтобы продолжить плавание, получив освидетельствование Морского регистра судоходства.

Во время последнего такого ремонта, проходившего два с половиной месяца, специалисты заменили на нем часть наружной обшивки и восстановили почти 200 погонных метров сварных швов, а также обновили оборудование винторулевого комплекса (гребной вал, перо руля и др.), заново покрасили корпус судна и палубные надстройки.


#корабелы #судно #ремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 56 (7385) от 30.03.2023 под заголовком ««Кузница» для ветерана».


Комментарии