«Академик Федоров» доставит полярников из Петербурга в Антарктиду
Научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» покинуло морской порт Петербурга, отправившись в рейс, который продлится 215 суток. Преодолев несколько морей и три океана – Атлантический, Индийский и Южный, оно доставит на Шестой континент полярников, а также оборудование, продовольствие и топливо для них. На борту судна – 25 человек из сезонного состава 67-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ), 38 зимовщиков и три представителя авиаотряда.
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС
А 1 декабря по тому же маршруту выйдет в путь «Академик Трешников» – второе судно Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета.
Исследования, предусмотренные программой этой РАЭ (ее руководителем назначен Андрей Миракин), будут вести в Антарктиде, конечно, не только петербуржцы – сотрудники десяти научных центров и университетов. В состав экспедиции вошли сотрудники 32 российских научно-исследовательских, образовательных и проектных организаций, представляющие разные отрасли науки. Им надлежит справиться с непростой программой сезонных полевых работ, которые годом ранее из-за пандемии пришлось существенно сократить. Эти работы предусматривают изучение глобальных климатических изменений, океанологические, гляциологические (исследование льда), геолого-геофизические и прочие научные изыскания.
Один из основополагающих пунктов программы-2021 – комплексный мониторинг природной среды: наблюдения в приземной области и атмосфере, а также в других важных сферах (ледовая обстановка, живые организмы, магнитное поле Земли, озоновый слой, водная среда, литосфера) южной полярной области.
Участники экспедиции будут вести мониторинг на пяти российских антарктических станциях («Восток», «Мирный», «Новолазаревская», «Прогресс» и «Беллинсгаузен») и четырех сезонных полевых базах: «Оазис Бангера», «Молодежная», «Дружная-4» и «Русская».
Впрочем, эти работы уже начались: во время пути на борту «Академика Федорова» ученые проводят океанологические и метеорологические измерения. А когда вслед за первым антарктическим судном отправятся два других – «Академик Трешников» Росгидромета и «Академик Мстислав Келдыш» Российской академии наук, путевые замеры продолжатся.
Кроме того, полярникам предстоит осуществлять, прибыв на место, непрерывный гляциологический мониторинг в районе трех станций – «Восток», «Новолазаревская» и «Беллинсгаузен». Они будут определять температурный режим и изотопный состав снежной толщи, ее строение, исследовать геологическую эволюцию, отразившуюся на минеральных ресурсах Шестого континента.
В новый полевой сезон ученые продолжат исследования подледникового озера Восток, которые они ведут в районе одноименной полярной станции. Кроме сотрудников ААНИИ этим займутся представители Санкт-Петербургского горного университета, отвечающие за буровые и гляциологические работы. Ожидается, что на скважине 5Г, которая пробурена до отметки 3,3 км, в предстоящий сезон удастся углубиться еще на сто метров.
Участники предстоящей РАЭ должны будут также подготовить площадку (снежную платформу) для строительства нового зимовочного комплекса станции «Восток», состоящего из множества отдельных блоков – эти модули перевозят в Антарктиду несколько судов. Полярники примут участие и в ремонтно-восстановительных операциях на станции «Мирный», проведут инженерные изыскания, предваряющие строительство нового модуля на сезонной базе «Русская», что необходимо для ее перевода в статус полярной зимовочной станции.
«Особое внимание при подготовке экспедиции мы уделили противоковидным мероприятиям, чтобы не допустить попадание вируса на континент, – отметил директор ААНИИ Александр Макаров. – Все члены команды привиты. Сезонные работы, которые их ожидают, еще не такие масштабные, как прежде, но активность в Антарктике восстанавливается».
Стоит добавить, что нынешняя программа работ предусматривает также участие россиян в международных научных исследованиях, которые осуществляют на далеком континенте белорусы, поляки и американцы, а также в координационном проекте DROMLAN, направленном на снижение транспортно-логистических затрат (в нем задействовано больше десяти государств, имеющих базы на побережье Антарктиды).
Произведя замену зимовочного состава и доставив грузы для очередных сезонных работ, судно «Академик Федоров» ляжет на обратный курс. В Петербург оно вернется в июне 2022 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (7046) от 09.11.2021 под заголовком «Привитые идут в Антарктиду».
Комментарии