Агрегаторы в законе. С 1 сентября такси в России должны заработать по‑новому
Маленькая, но впечатлившая многих читателей новость была опубликована на днях российскими информканалами: известная платформа в тестовом режиме запустила в московском Ясеневе роботакси — автомобили под управлением искусственного интеллекта. Пока что в машине постоянно находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки, но в будущем его, ясное дело, не станет. Ура — будущее уже наступает?.. Между тем гораздо более близкое «завтра», которое грянет уже с 1 сентября, участников сферы таксоперевозок волнует куда больше.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Успеют не все. Или все не успеют?
Регулирующий работу такси федеральный закон от 29.12.2022 № 580‑ФЗ был принят в декабре прошлого года и вступит в силу с сентября. За прошедшие полгода он был разнообразно проанализирован экспертами и прокомментирован в СМИ (рассказывала об этом законе и наша газета — «СПб ведомости» от 31.01.2023). Вокруг некоторых положений документа, несмотря на свершившийся факт его принятия, все еще ломают копья участники дискуссий, очных и виртуальных.
Закон, призванный сделать сферу таксомоторных перевозок прозрачной и безопасной, обязывает регионы создать три реестра — служб заказа такси, перевозчиков и машин легковых такси. Предполагается, что собирать и обрабатывать данные реестров будет федеральная государственная информационная система, оператором которой станет Минтранс.
С этим эксперты связывают сразу несколько непростых проблем.
В Петербурге, по информации комитета по транспорту, выдано свыше 26,4 тыс. разрешений для такси, услуги перевозки оказывают 346 компаний. В Москве законно работают порядка 140 тыс. машин и около 80 тыс. водителей. В России легально, с регистрацией ИП или со статусом самозанятых, возят пассажиров порядка 900 тыс. таксистов. Но общее количество водителей, занятых в таксомоторном деле по стране, по самым скромным подсчетам, — 2 миллиона. То есть в тени остаются более половины.
С 1 сентября к этому нелегальному миллиону может добавиться еще тысяч 700 – 800. Ведь с разрешениями и реестром порядок только в Москве, где запущена собственная комплексная информационная система «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»), и частично в Петербурге, где ведется учет выданных разрешений.
Успеют ли узаконить таксистов по новым правилам в других регионах? Вряд ли. Закон был подписан под занавес уходящего года, необходимые поправки не были заложены в бюджеты на наступающий 2023‑й, а ведь нужно еще пройти все положенные конкурсные процедуры и решить массу технических проблем, плюс (или минус?) «человеческий фактор» — привычка откладывать все трудные бюрократические дела на последний день… Да и государственная информационная система легковых такси не готова, отмечают специалисты: она пока рассчитана на обработку десятков тысяч записей о перевозчиках, а не миллионов…
Между тем уже с 1 сентября все не внесенные в реестр таксистов водители станут нелегалами и обязаны прекратить возить пассажиров. Передача агрегатором заказа водителю без разрешения или имеющему судимость по новому закону расценивается как распространение запрещенной информации. За единичное нарушение агрегатор получит блокировку от Роскомнадзора приложения и сайта. Накажут не юрлицо, созданное сервисом в конкретном регионе (норма об открытии офисов служб заказа такси в городах присутствия есть в законе, и она сама по себе, как можно догадаться, значительно увеличит финансовую нагрузку на бизнес), а сервис в целом — соответствующую поправку депутаты внесли в ходе второго чтения закона. Это может означать крах бизнеса любой платформы. Последствия очевидны: водители останутся без работы, а пассажиры — без поездок.
На прошедшем в конце мая в Екатеринбурге форуме «Современное такси» сразу несколько представителей таксопарков заявили, что регионы не успеют подготовиться к 1 сентября. По их мнению, огромная доля рынка осенью станет нелегальной. Такси массово уйдут в тень.
— У нас на 50 тысяч водителей приходится только 55 человек, которые имеют разрешение на перевозку пассажиров такси, — заявил директор одного очень известного сервиса заказа такси. — Всем остальным предстоит оформить его. За нарушения предусмотрены серьезные наказания. Думаю, что ни один регион не справится с этой задачей.
Опасаясь такой перспективы, общероссийское объединение пассажиров попросило власти перенести вступление в силу этой части поправок хотя бы на год — до 1 сентября 2024‑го.
Смущают участников рынка и некоторые другие нормативные нюансы 580‑ФЗ. Например, «прикрепление» реестров такси к месту водительской регистрации. То есть водитель, прописанный в Петербурге, уже не имеет права работать в Ленобласти, Пскове, Новгороде или Твери — попасть в реестр можно только по прописке.
Негласный запрет страховщиков
Вторая болезненная коллизия — дополнительное страхование ответственности таксистов перед пассажирами — ОСГОП.
На екатеринбургской конференции «Современное такси» (где, к слову, собрались более 700 представителей таксомоторной отрасли со всей страны) говорили и об этом. Участники форума единогласно выступили против появления дополнительной финансовой нагрузки, которая приведет к повышению цен на проезд, а также к массовым банкротствам в сфере такси и сокращению числа легальных водителей. Общественный совет по развитию такси (создан в 2016 году в Москве из руководителей профильных ассоциаций, некоммерческих партнерств и таксомоторных компаний, в настоящее время насчитывает в своем составе представителей свыше 60 регионов) направил в адрес президента письмо с просьбой отложить введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика «в связи с несовершенством текущей редакции законопроекта и проблемами, связанными с оформлением таксистам полиса ОСАГО». Соответствующую аналитику общественники направили также в Госдуму и правительство.
По данным ЦБ РФ, к началу нынешнего года из 453 тыс. зарегистрированных легковых такси были застрахованы по ОСАГО чуть более 76,1 тыс. автомобилей. Можно констатировать, что система обязательного страхования в такси не работает. Страховщики не могут собрать с таксистов и 30 % платежей по ОСАГО, хотя оно и кратно дороже для перевозчиков, чем для обычных автовладельцев, — страховка на автомобиль такси может составлять и 40, и 150 тыс. руб.
Но не могут или не хотят? По данным общественного совета по развитию такси, 72 % водителей сталкиваются с отказами в страховании, из‑за чего отказываются от легальной работы и сдают свои разрешения. «Среди страховщиков существует негласный запрет на заключение договоров с перевозчиками такси, — поясняет председатель совета Ирина Зарипова. — Это подтверждается программами страховых агентов, в которых появляется сообщение, что заключение договора не рекомендуется или запрещено. Страховщики сознательно препятствуют продаже полисов таксистам из‑за, как они говорят, «высокой убыточности сегмента». Введение требования об оформлении ОСГОП только усугубит сложившуюся ситуацию».
Между тем общественники приводят свои аргументы. Количество ДТП с участием такси по вине перевозчиков сокращается год от года. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, в минувшем году случилось 3324 ДТП с участием такси из 110 679 всех аварий с легковыми автомобилями. По сравнению с 2021‑м (3703 ДТП с участием такси) наблюдается снижение на 10,2 %. Тяжесть последствий происшествий с такси — в 2,5 раза ниже, чем в целом для происшествий с участием легкового транспорта. И вообще логичнее было бы сначала наладить работу существующей системы страхования ответственности, прежде чем вводить дополнительные…
Это опять‑таки может привести к резкому росту стоимости поездок и оттоку перевозчиков в теневой сектор из легального бизнеса, снижению безопасности и качества перевозок, уверены члены общественного совета по развитию такси. И все усилия, прилагаемые для «обеления» рынка с помощью нового отраслевого законодательства, окажутся безуспешными.
Принц на белом «коне»
Региональный законопроект о новых правилах по перевозке пассажиров и их багажа легковым такси в первом чтении был принят на заседании Законодательного собрания Петербурга 31 мая. Второе чтение запланировано на 21 июня. Закон должен появиться к 1 сентября, когда Северная столица перейдет на новые стандарты обслуживания пассажиров легковых такси.
После первого обсуждения из проекта решили исключить положения, дублирующие те, что уже прописаны в федеральном законодательстве.
В числе основных дискутируемых вопросов — требования к внешнему виду такси и возможности нанесения на машины логотипа агрегатора (помимо обязательных «шашечек» и оранжевого фонаря на крыше кузова, разумеется). Законопроект предусматривает введение единого стиля для всех такси Петербурга: они должны быть белого цвета с желтой светоотражающей полосой. Исходили из логики — чем светлее машина, тем она безопаснее. По статистике, доля столкновений между собой автомобилей темных цветов составляет 60 %, темных со светлыми — уже 35 %, а светлых со светлыми — всего 5 %.
— Белый цвет является базовым и самым дешевым в линейке продукции автопроизводителей, — пояснил председатель комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев. — При этом белый пользуется популярностью как на первичном, так и на вторичном рынке, что делает автомобиль такси более ликвидным при его последующей реализации. Уже с десяток регионов остановились именно на белом цвете как наиболее распространенном, в том числе и Ленинградская область. Желтая полоса может быть магнитной, то есть съемной.
Но это не значит, что все «шашечные» машины должны перекраситься в белый уже к 1 сентября 2023‑го: правило будет распространяться только на новые такси, владельцы которых получат разрешения после этой даты. «Старички» могут не менять окрас своих «рабочих лошадок» до истечения срока выданных пятилетних разрешений. Пять лет — это и срок амортизации автомобиля, работающего в такси.
Предполагается, что региональный закон установит требования к экологическому классу такси (нынче это 3‑й, к 2026‑му будет 5‑й).
Кроме того, будут запрещены услуги такси на территории аэропорта, железнодорожных вокзалов и автовокзалов вне специально оборудованных мест (правда, такие места еще нужно построить). Это позволит решить проблему «бомбил» с их свирепыми ценниками.
Всего в Петербурге работают не менее 50 тысяч таксистов — зарегистрированных и нет. Какую часть из них новый закон введет в правовые рамки или, наоборот, загонит в тень, мы узнаем довольно скоро — грядущей осенью. Но уже сейчас очевидна определенная нереалистичность ряда его положений. Например, законодатели Северной столицы пока не ведут речи об аттестации водителей такси на знание города и его достопримечательностей — быстро провести эту процедуру для 50 тысяч таксистов сложно, если не невозможно. Также представляется сомнительным, что в городе заработает сеть медицинских «автоматов» для удаленных предрейсовых осмотров такого количества водителей, и еще менее вероятно, что они появятся в городках с населением 50 – 100 тысяч человек. Также не вполне понятно, как законодатели рассчитывают бороться с «кэфами» у агрегаторов — повышающими коэффициентами к стоимости заказа в моменты особого спроса, в часы пик и плохую погоду. Но они обещают, говоря: тарификация будет разработана так, чтобы, к примеру, внезапный дождь резко не влиял на стоимость поездки.
И напоследок — несколько комментариев петербуржцев к новостям о грядущем брендировании петербургских такси в одном из телеграм-каналов:
— Это плохо — в такси не смогут подрабатывать случайные люди на своих авто. Их не то чтобы много, но цену они сбивали.
— Нужно, чтобы такси было такси, желательно с лицензией, а личное авто — личным. Абы кого допускать до перевозки пассажиров — идея так себе.
— В агрегаторах в 80 % случаев абы кто и работает, а ездят еще хуже.
— Когда я заказываю такси через приложение, в половине случаев приезжают явно личные авто, без фонаря и наклеек. Дважды было такое, что нас останавливала ДПС, а таксист говорил, чтобы я не говорил про такси (якобы мы знакомы).
— Банально неудобно искать машину по двору или на парковке, если она не выделяется. А так хоть видно будет, где такси. Лицензия — это вопрос безопасности. До работы на маршрутах общественного транспорта перевозчика без лицензии не допустят, а почему в такси может работать кто попало? Это по факту тоже общественный транспорт.
— Да никуда не исчезнут частники. И сейчас по закону нельзя возить на своей машине без лицензии. Но возят. Если будет «жесткое требование со стороны властей», значит, будет сложнее. Но можно и сейчас это «жесткое требование» вводить, без перекрашивания и полосочек…
МЕЖДУ ТЕМ
13 июня Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об обязательном страховании пассажиров легковых такси. Этот закон позволит с 1 сентября 2024 года повысить в четыре раза размер страховых выплат таким пассажирам. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на перевозку легковым такси, не смогут заниматься этой деятельностью, пока не зарегистрируют свою ответственность минимум на 2 миллиона рублей за причинение вреда жизни каждому пассажиру.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7436) от 15.06.2023 под заголовком «Агрегаторы в законе».
Комментарии