Как в Минюсте готовятся к «адвокатской монополии»

Рынок юридических услуг России нуждается в реформировании. Эта тема обсуждается в профессиональном сообществе уже не первый год и главным образом в связи с предлагаемым введением «адвокатской монополии». Проект соответствующей концепции был опубликован Министерством юстиции еще в октябре 2017-го. Ее авторы предлагают сохранить право судебного представительства только за адвокатами, а в перспективе - отдать им и весь рынок платных юридических услуг.

Как в Минюсте готовятся к «адвокатской монополии» | Фото: mohamed_hassan / pixabay

Фото: mohamed_hassan / pixabay

Главный аргумент сторонников монополии: сегодня только адвокатское сообщество обеспечивает единые требования к лицам, претендующим на оказание квалифицированной юридической помощи. Этому способствуют профессиональные нормы и этические правила, закрепленные в Кодексе профессиональной этики и федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». За их нарушение предусмотрена дисциплинарная ответственность вплоть до лишения статуса адвоката.

Пока реформа не состоялась, у людей, подвергшихся столь строгому наказанию, есть альтернатива - они могут стать независимыми юристами. А как скажется на их судьбе возможная реализация предложенной концепции? Получат ли «изгнанные» шанс вернуться обратно?

Вообще-то механизм обжалования решений о наказаниях адвокатов существует. На этот счет есть и позиция Конституционного суда РФ: человек, лишенный адвокатского статуса, в дальнейшем вправе в общем порядке приобрести его вновь. Основания для отказа ему в допуске к квалификационному экзамену в законе отсутствуют.

Юристы Санкт-Петербургского университета в рамках проекта «Мониторинг правоприменения» проверили, как это «право на реабилитацию» будет работать в условиях победившей «адвокатской монополии». Выводы оказались неутешительны. Поскольку данный вопрос в проекте концепции четко не проработан, не исключена ситуация, когда адвокат, лишенный статуса, может оказаться буквально «за бортом» профессии.

Конечно, бывают случаи, когда возвращение человека в адвокатское сообщество очевидно нежелательно. Например, если он грубо нарушил Кодекс профессиональной этики или положение об адвокатской тайне. Для подобных ситуаций необходимо предусмотреть возможность бессрочного лишения адвокатских прав.

Но, как гласит один из базовых юридических постулатов, наказание должно быть адекватно проступку. И для тех, чья провинность не столь велика, фактический запрет на профессию может оказаться мерой неоправданно жесткой. Таким людям надо дать шанс на возвращение в адвокатское сообщество.

В новых условиях, признает руководитель исследования доцент СПбГУ Ирина Кашкарова, механизм лишения статуса адвоката и повторного его получения потребует особо тщательной проработки. И уже не только на уровне положений профессионального сообщества, сколь высокими ни были бы его внутренние стандарты. Соответствующие поправки, видимо, придется вносить в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

(По материалам пресс-службы СПбГУ)

#юристы #адвокатура #Минюст

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6402) от 19.03.2019 под заголовком «Адвокат «за бортом»».


Комментарии