27 брюссельских комиссаров. Чего ждать от нового состава Европейской комиссии?
С 1 декабря приступила к работе в новом составе Европейская комиссия (ЕК), являющаяся исполнительным органом, своего рода правительством Европейского союза.
Иллюстрация pixabay.com
Смотрите, кто пришел
Начало работы нового состава ЕК ознаменовало завершение политического года в Евросоюзе. Год выборов в Старом Свете привел к серьезной смене европейских випов в самых разных инстанциях. Еще до формирования состава ЕК были определены новые председатель Европейского совета, в который входят президенты и премьер-министры стран-членов (им стал бывший премьер-министр Бельгии либерал Шарль Мишель), глава Европейского парламента (им был избран итальянский левоцентрист Давид-Мария Сассоли) и председатель Европейского центрального банка (француженка Кристин Лагард, до этого занимавшая статусную должность руководителя Международного фонда).
Сам же новый состав ЕК был сформирован на месяц позже запланированного срока - это было связано с «фрондой» европейских депутатов по отношению к первоначально выдвинутым Венгрией, Румынией и Францией кандидатам в члены комиссии. Однако к 1 декабря уже новые комиссары прошли горнило обсуждений и голосований в Европейский парламент, что и дало возможность ЕК приступить к работе.
В составе только что начавшей функционировать комиссии также хватает новых лиц. В частности, речь идет о главе этого европейского института 61-летней Урсуле фон дер Ляйен. Сподвижница Ангелы Меркель, с 2005 года работавшая во всех ее правительствах, немецкая христианская демократка занимала на момент европейских выборов-2019 пост министра обороны Германии. И, несмотря на то что казавшийся тогда главным кандидатом в председатели ЕК Манфред Вебер оказался в итоге «вне игры», его соотечественница фон дер Ляйен все-таки была выбрана членами ЕП на высокую должность (она сменила опытного политика из Люксембурга Жан-Клода Юнкера). Произошла и замена верховного представителя ЕС по иностранным делам. Главой внешнеполитической службы Евросоюза был назначен экс-спикер ЕП Жозеп Борелль, который до перехода на работу в Еврокомиссию занимал должность министра иностранных дел в социалистическом правительстве Испании.
Однако и «ветеранов евростроительства» в обновленном составе ЕК хватает. Так, все три заместителя фон дер Ляйен - Франс Тиммерманс, Маргарет Вестагер и Валдис Домбровскис - и до 2019 года работали в команде еврокомиссаров. Но более важен тут, думается, иной момент. Абсолютное большинство из нынешних 27 «брюссельских комиссаров» представляют политики, принадлежащие к ведущим политическим силам Старого Света - Европейской народной партии (в нее входит и сама фон дер Ляйен), Партии европейских социалистов и Альянсу либералов и демократов за Европу. Стоит согласиться с точкой зрения известного французского политолога Марка Лазара о том, что «состав ЕК-2019 представляет собой европейский вариант «большой коалиции».
Четыре приоритета
Очевидно, что новоявленному составу комиссии уже в самое ближайшее время придется столкнуться с многочисленными вызовами и проблемами. В том числе с последствиями «брекзита», климатическими вопросами, нерешенностью социальных проблем, необходимостью защиты и утверждения европейских ценностей и т. д. В выступлениях фон дер Ляйен и собственно в тексте стратегической программы деятельности ЕК делается упор на четыре крупных приоритета: защиту граждан и свобод, утверждение прочной и динамичной экономической базы, строительство более уравновешенной в экологическом и социальном отношении Европы, а также продвижение ценностей и интересов Европы на мировой арене. Анализ данных приоритетов позволяет сказать о том, что политический проект нынешней ЕК имеет явную преемственность по отношению к комиссии Ж.-К. Юнкера.
Защита прав и свобод, с точки зрения еврокомиссаров, предполагает, что «ЕС защищает основополагающие свободы и права, которые договоры предоставляют его гражданам, и защищает граждан от актуальных и появляющихся угроз». ЕК также призывает к разработке глобальной миграционной политики, обещает предпринять меры, необходимые для более успешного функционирования Шенгенского пространства, усилить совместное взаимодействие стран - членов ЕС в противостоянии любым типам катастроф.
В экономической сфере возглавляемый фон дер Ляйен состав ЕК будет делать акцент на развитии европейской конкурентоспособности в мире, организации новых рабочих мест, углублении сотрудничества в рамках Экономического и Валютного союзов, завершении создания единого банковского союза, совершенствовании функционирования внутреннего рынка. Большое внимание в программе ЕК отводится перспективе европейской цифровой экономики и развития искусственного интеллекта. Вместе с тем комиссия взяла на себя обязательства увеличить европейские инвестиции в сферы образования и исследований, а также способствовать развитию новейших технологий.
Еврокомиссия, как и в прошлом, обещает активно действовать в плане защиты окружающей среды не только в Европе, но и во всем мире. ЕК предлагает заметно расширить рост частных и общественных инвестиций, направляя их на пользу «экологического перехода» и развитие возобновляемых источников энергии.
Кроме того, присутствие в составе ЕК левоцентристов делает очевидным «социальное измерение» ее деятельности. Еврокомиссия ратует за равенство мужчин и женщин, обещает продвигать систему «адекватной социальной защиты».
Говорить языком силы
Для ведущих «политических семей» в послевоенную эпоху характерна близость подходов к международным делам. Закономерно в этой связи, что внешнеполитическая линия Евросоюза и его комиссии имеет преемственность. Новая глава ЕК полагает, что необходимо стремиться к повышению роли Евросоюза в мировой политике. При этом фон дер Ляйен настаивает на том, что единая Европа должна «научиться говорить языком силы, сделав ставку на наращивание собственных мускулов».
Фон дер Ляйен, как и практически вся ее брюссельская команда, - атлантистка. Она считает, что только в рамках тесного сотрудничества с НАТО Европа в состоянии обеспечить свою безопасность. В то же время (что, кстати, соответствует точке зрения немецкой дипломатии) фон дер Ляйен ратует за создание совета безопасности ЕС с ротацией стран-членов и выступает за движение к отказу от применяемого сейчас принципа единогласия по вопросам внешней политики в пользу перехода к правилу квалифицированного большинства.
Похоже, «большая коалиция» нацелилась на наращивание военных расходов европейских стран, развитие программ вооружения, что вызывает возражения со стороны радикальных левых сил. Предыдущий состав ЕК двигался в том же направлении, при нем Европейский оборонный фонд аккумулировал 14 млрд евро.
Вместе с тем в стратегической программе ЕК-2019 делается также заявка на поддержку международного мультилатерализма и международного порядка, основанного на праве и принципах ООН. Комиссия выступает за активное международное партнерство для решения проблем климатических изменений, международного терроризма и глобальной миграции. Одновременно с этим будет делаться ставка на совершенствование механизмов политики соседства - как со странами Африки и Ближнего Востока, так и с постсоветским пространством.
Сегодня в верхах ЕС нет полного единства по поводу последующего расширения союза. Но, видимо, когда с последствиями «брекзита» будет покончено, к этому вопросу вернутся. И здесь главными претендентами являются далеко не самые развитые страны Старого Света - расположенные на Балканах Сербия, Черногория, Северная Македония, Албания. Очевидно, что, если рано или поздно дело дойдет до очередного «расширения на восток», это станет очередным мощным вызовом для всего европейского строительства.
Прежним курсом
Отметим, что те политические силы, которые сформировали ЕК-2019, то есть правоцентристы, социал-демократы, либералы (есть в комиссии и представитель консерваторов), в своем большинстве последовательно выступают в различных органах и инстанциях ЕС за продление санкций против России. И в этом мы находим еще один элемент преемственности внешнеполитической линии Брюсселя. Более того, многим экспертам представляется, что персональные изменения, произошедшие в составе ЕК, не сулят российско-европейским отношениям в будущем ничего хорошего.
Признавая, что Россия является важным для ЕС соседом, Урсула фон дер Ляйен постоянно подчеркивает: «С позиции силы, которую мы выработали за последние годы, мы можем вступить в диалог в любое время». В свою очередь Жозеп Боррель, еще в бытность шефом испанской дипломатии, открыто назвал нашу страну «старым врагом Европы». Он почему-то тоже уверен в необходимости говорить на языке силы. Выступая недавно на заседании Европарламента, Боррель заявил: «Очевидно, что мы должны оставить в силе санкции, пока не будет достигнут прогресс», имея в виду выполнение Минских соглашений по Донбассу.
Действительно, между ЕС и Россией различия в подходах по «украинскому досье» представляются достаточно серьезными. Хотя недавний саммит «нормандской четверки» дает определенные надежды на то, что в будущем стороны пойдут друг другу навстречу. Но, конечно же, есть и другие горячие темы, связанные, например, с геополитической конкуренцией за Молдавию, судьбой Приднестровского региона, взаимным перевооружением, которое так или иначе касается многих европейских стран.
Вряд ли все эти объективные противоречия в ближайшее время сойдут на нет. Тем более что большая часть стран-членов ЕС является одновременно составной частью натовского блока и в вопросах обеспечения безопасности весьма зависима от отношений с Соединенными Штатами. Хотя актуализация санкций США против компаний Старого Света, участвующих в инфраструктурных работах по «Северному потоку-2», вполне наглядно показывает, как именно относится американский «старший брат» к своим европейским союзникам. Очевидно также, что ЕС все больше не устраивает продолжение санкционной войны. По расчетам международных экспертов, почти за пять лет действий этих санкций и российских контрсанкций страны Евросоюза в совокупности потеряли до 100 млрд долларов.
Конечно, в ЕС имеются ответственные политики, понимающие, что в отношениях с Москвой возможен и желателен новый поворот. Недавние заявления и демарши Эммануэля Макрона вполне говорят об этом. Как заметил известный немецкий левый политик Грегор Гизи, «политика Евросоюза в отношении России в целом носит безответственный характер»... Но пока мало что говорит о том, что новый состав ЕК способен наряду с Европейским советом качественно изменить эту политику.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (6598) от 27.12.2019 под заголовком «27 брюссельских комиссаров».
Комментарии