Программное обеспечение

Весть о том, что студенты университета ИТМО стали абсолютными чемпионами мира по программированию, отметилась во многих СМИ, в том числе в нашей газете. Незамеченным осталось, что в ИТМО этот успех назвали феноменальным. То есть, с одной стороны, потрясающим, а с другой — не таким, который сам собой разумелся. Поколению нынешних победителей идет на смену новое. Что сделать, чтобы эти ребята тоже стали победителями? Ответ на этот вопрос известен. Только он не многим нравится.

Программное обеспечение | Слева направо: руководитель команды профессор Владимир Парфенов, Дмитрий Паращенко, Дмитрий Абдрашитов, тренер Андрей Станкевич, Федор Царев и генеральный директор чемпионата Билл Пучер.

Слева направо: руководитель команды профессор Владимир Парфенов, Дмитрий Паращенко, Дмитрий Абдрашитов, тренер Андрей Станкевич, Федор Царев и генеральный директор чемпионата Билл Пучер.

Откуда такие орлы? Из Орла

Это была не просто победа петербуржцев. На прошедшем в Канаде 32-м чемпионате мира, самом престижном в компьютерном сообществе и называемом неофициально «Битвой интеллектов», победила российская школа программирования как таковая.

Чтобы вы ощутили масштаб. Мир поделен на 36 так называемых полуфинальных регионов. В общей сложности друг с другом сражаются 6700 команд из 1821 ведущего вуза 83 стран.

В наш регион, Северо-Восточный Европейский, входят десять бывших республик СССР. По количеству участников наш регион крупнейший (700 команд, 230 университетов, 10 стран), потому в финале чемпионата для представителей региона выделено аж 12 мест из 100. И вот 11 из 12 путевок в финал отхватили россияне.

Что происходит на самом чемпионате. Команды по три человека решают 11 задач (например, такую: разработка программного кода для поддержки встроенной нейронной сети для мобильников) в течение 5 часов (обычно на такое дается учебный семестр).

Наши решили восемь задач — на одну больше, чем конкуренты из Массачусетсского технологического института, который называют меккой компьютерных технологий.

Дальше. Если мировое компьютерное сообщество очень даже в курсе, что такое СПбГУ ИТМО, СПбГУ или МГУ, то в ходе этого чемпионата (а он транслировался в Сети и его смотрели во всем мире) в верху турнирной таблицы всплывали какие-то несусветные для иностранцев Petrozavodsk, Izhevsk, Orel, Stavropol. В таблице страну не указывают, значит, любопытным приходилось дополнительно выяснять, где находятся эти Ижевск и Ставрополь. О господи, они все в Russia.

Дальше. На самом мировом чемпионате, где сражается сотня лучших из лучших команд мира, конкуренция такая бешеная, что призовыми считаются первые 12 мест. Так вот, пять мест досталось россиянам. Кроме чемпиона — команды СПбГУ ИТМО — призерами стали команда Ижевского государственного технического университета (3-е место), МГУ (5-е место), Петрозаводского госуниверситета (10-е место) и СПбГУ (11-е место).

И все 11 российских команд-финалистов оказались в тридцатке лучших.

По итогам чемпионата на сегодня сильнейшие в мире команды программистов — в России, Белоруссии, на Украине и в США. Слегка удивил Китай, от которого ожидали большего: в последние годы он рвется в лидеры, но в этом году лишь команда Пекинского университета стала призером (6-е место). Но из шести студентов двух команд Стэнфордского университета, занявшего 7-е место, пятеро — китайцы.

Дрим Тим

Вот наши чемпионы, команда мечты. Капитан команды пятикурсник Федор Царев, выпускник физико-математического- лицея № 239; пятикурсник Дмитрий Паращенко, выпускник физико-математического лицея № 366; Дмитрий Абдрашитов, шестикурсник, также выпускник лицея № 366.

Все они дипломанты бог знает скольких олимпиад, стипендиаты городского правительства и правительства страны.

И они вот-вот закончат университет. И что дальше?

За личную судьбу программистов такого уровня как-то не волнуешься: их моментально приглашают в фирмы на очень приличные деньги. И в то же время сами парни достигли такого уровня во многом потому, что их тренировал Андрей Станкевич.

Этот молодой человек, еще будучи студентом СПбГУ ИТМО, сам участвовал в чемпионатах мира по программированию, а по завершении университета не ушел с головой (замечательной головой) в какую-нибудь фирму, а остался преподавать на кафедре компьютерных технологий. И с 2003 года успел натренировать четыре команды, которые добивались побед.

Положим, университет ИТМО сумел так извернуться, что Станкевич имеет возможность работать не на фирму, а на отрасль в целом. И, к слову, вся троица нынешних чемпионов не только учится, но и вовсю тренирует школьников для олимпиад по информатике — то есть тоже работают на отрасль.

Но это отдельно взятое достижение отдельно взятого вуза. А в целом по стране ситуация такая: вуз взращивает талант; этому молодому таланту остаться бы на кафедре и растить другие таланты, но вузовские зарплаты нам известны — так что талант идет в IT-промышленность, от чего некая фирма выигрывает, а наука в целом не выигрывает ничего.

Делиться надо

Уже после победы наших на сайте PC Week была опубликована статья профессора университета ИТМО Анатолия Шалыто, который, кажется, нашел ответ на вопрос, как бы России и дальше оставаться в авангарде.

«В России необходимо срочно организовать новое движение — «Сохраним в университетах лучших!», — написал профессор.

То есть выдающихся выпускников не отдавать в IT-промышленность, а оставлять (при их, разумеется, желании) на кафедрах — заниматься подготовкой новых поколений программистов и наукой вообще.

На недавней встрече лидеров IT-индустрии в Петербурге, где эти самые лидеры сетовали на нехватку кадров (студенты-программисты расхватаны едва ли не со второго курса, скоро из техникумов придется набирать персонал), прозвучало всегдашнее: «Что делать?». Присутствовавший на дискуссии профессор Анатолий Шалыто ответил: «Надо делиться».

Как пояснил нам Анатолий Абрамович, если бизнесмен Потанин дает дополнительные стипендии по принципу «понемногу, но очень многим», то тут речь о том, чтобы фирмы поддерживали именно выдающихся, которых по пальцам сосчитать, — но уж этим платить никак не меньше того, что они получали бы в фирме.

— Если вы действительно, как утверждаете, заботитесь об отрасли, а не каждый о своей компании, то самые лучшие студенты и выпускники должны иметь материальную возможность работать не у вас в промышленности, а у нас в вузах, — заявил представителям IT-индустрии профессор.

То есть фирма, поумерив аппетит, не тянет к себе умника, а берет его на содержание, пока он работает в вузе. Да, сегодня бизнес не получит одного суперпрофи, зато завтра получит нескольких. Вот тебе и кадры.

Выгода не сиюминутная, поэтому, казалось бы, бизнес на такое не пойдет, а высшая школа так и будет выступать в роли просителя. Однако вот пример от противного. Когда на схожей дискуссии профессор Шалыто предложил IT-фирмам «взять на содержание» выдающихся молодых IT-преподавателей, один из важных представителей отрасли послал профессора туда, куда обычно посылают всех, заикнувшихся о финансировании, — в Госдуму. В свою очередь когда та фирма попросила Анатолия Шалыто помочь с кадрами, нетрудно догадаться, куда профессор послал просящих, — в Госдуму.

Так что выгода IT-фирмам такая: будете помогать — будете допущены до кузницы кадров.

Как быстро бизнес проникнется идеей «оставить в университетах лучших» — увидим, но идея не вовсе уж фантастична. По крайней мере именно благодаря финансовой помощи двух фирм в ИТМО удалось оставить двух толковых молодых преподавателей. И на примете еще двое или трое студентов, которых важно оставить в науке. И так — в каждом вузе.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 95 (4133) от 27 мая 2008 года.

#IT-специалисты #обучение #работа

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Возвращение. Не к системе, а к системности
13 Июля 2017

Возвращение. Не к системе, а к системности

Неужели после долгой эпохи реформирования самое лучшее, что можно сделать, это вернуться к тому, что было?

Выпускники Ленобласти
26 Июня 2017

Выпускники Ленобласти

Каждый седьмой выпускник Ленобласти награжден медалью за особые успехи в обучении.

Четверо петербуржцев сдали два ЕГЭ на сто баллов
15 Июня 2017

Четверо петербуржцев сдали два ЕГЭ на сто баллов

Выпускники 2017 года уже получают результаты сданных экзаменов.

Из-за любви к игре
18 Мая 2017

Из-за любви к игре

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дом молодежи Санкт-Петербурга вновь собрал самых веселых и находчивый студентов нашего города.

Права взбесившихся роботов
18 Мая 2017

Права взбесившихся роботов

Не исключено, что именно это будет в ближайшее время обсуждать мировое юридическое сообщество

Знай и люби свой город
15 Мая 2017

Знай и люби свой город

При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 12 мая в Аничковом дворце наградили победителей 8-9 классов VI региональной олимпиады по краеведению.

Лучшие из лучших
12 Мая 2017

Лучшие из лучших

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (8-9 классы) школьников Санкт-Петербурга авторов лучших эссе. ...

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»
10 Мая 2017

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»

Несколько лет назад «на пике» оказались профессии, о которых раньше слыхом не слыхивали – и уж понятно, что в списке профессий они не значились.

СМИ XXI века
23 Апреля 2017

СМИ XXI века

Пятый международный молодежный форум СМИ Северо-Запада «Медиа-Старт» прошел при информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» .

Тонкости поступления в вуз
18 Апреля 2017

Тонкости поступления в вуз

Весна — жаркая пора для абитуриентов и их родителей. О тонкостях поступления в вузы рассказал директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Дан...

Онлайн-курсы: играй или проиграешь
18 Апреля 2017

Онлайн-курсы: играй или проиграешь

Студент может учиться одновременно в нескольких университетах. Курс — в МГУ, курс — в СПбГУ, курс — в УрФУ... Когда такое было?

ЕГЭ по истории может стать обязательным
14 Марта 2017

ЕГЭ по истории может стать обязательным

Позволит ли обязательность не просто знать историю, а уважительно к ней относиться?