Плата за образование — здоровье

Сколько должно быть уроков? На сколько детей кормят в школе? Как убедить двоечника, что в чем-то он — молодец? Такие вопросы обсуждали в пресс-центре «Санкт-Петербургских ведомостей» представители исполнительной и законодательной власти Петербурга, эксперты, психологи и журналисты — и по совместительству родители будущих, настоящих или бывших школьников.

Плата за образование — здоровье | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

Формула

Название «круглого стола» «Здоровье школьника» всех участников слегка всполошило: а что, все так плохо?

Судите сами. По данным Министерства образования, 20% детей поступают в школу уже с пограничными нарушениями здоровья. К старшим классам 70% усугубляют свои хвори. В 4 — 5 раз за время учебного процесса возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Число нервно-психических расстройств увеличивается в 2 раза. Заболеваний сердечно-сосудистой системы — тоже более чем вдвое. Только 10% старшеклассников можно назвать здоровыми.

— За последние десять лет у школьников в 10 раз возросла заболеваемость, связанная с повышением артериального давления, — дополнил статистику Олег ФЕДОРОВ, преподаватель кафедры детских болезней Военно-медицинской академии. — Количество расстройств эндокринной системы, и в том числе у девочек, будущих мам, увеличилось в 6 раз. Если раньше бронхиальной астмой страдал один ребенок из ста, сейчас — четыре из сотни.

Можно пенять на возросшие школьные нагрузки или на медицину, но можно и вспомнить формулу здоровья, выведенную Всемирной организацией здравоохранения: наше здоровье лишь на 10% зависит от медицинских и социальных услуг; на 20% оно зависит от генов, на 20% от экологии и на 50% — от образа жизни.

— Мы говорим о здоровье школьников, но забываем о том, какими они поступают в школу. Сегодня от силы двух из десяти новорожденных можно назвать здоровыми, — говорит Светлана РЫЧКОВА, главный специалист по здоровью школьников комитета по здравоохранению. — В экономически развитых странах родители 3 — 4 года тратят на собственное оздоровление, прежде чем родить ребенка. У нас доходит до абсурда: женщина обследуется на инфекцию, уже будучи беременной. Ее вылечат, но ребенок развивался в условиях инфекции и, возможно, его функциональные резервы будут снижены настолько, что он не сможет вынести элементарные школьные нагрузки.

Вечер трудного дня

А нагрузки в школе сейчас не элементарные. Поданным Министерства образования, недельная нагрузка у старшеклассников может доходить до 50,5 часа. В то время как рабочая неделя взрослого — 41 час.

Если «сильно переутомленными» после окончания школьного дня себя считают 20 — 30% учеников общеобразовательных школ, то в гимназиях «сильно уставший» почти каждый второй.

Все школьные нагрузки определяются учебным планом образовательного учреждения. Он составляется с учетом образовательных стандартов (тех минимумов, которые должен знать школьник) и состоит из федерального учебного плана, регионального компонента (в нашем городе, например, преподается история и культура Петербурга) и того, что считает нужным внести сама школа.

В любом случае учебный план не должен противоречить санитарным правилам и нормам. Документ «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» восхитителен: там расписано все — от и до: от того, сколько времени на уроке можно показывать диафильмы, до того, каким раствором мыть полы. Документ легко найти в Интернете, и уж подавно он должен быть в каждой школе.

Отдельная глава документа посвящена требованиям к максимальным величинам образовательной нагрузки. Например, в 1-м классе максимальная нагрузка — 20 часов в неделю (4 урока по 35 минут), в 11 -х кассах — 33 и 36 часов при пятидневке и шестидневке, соответственно. Нигде не видать пресловутых 50 часов. Но откуда они берутся, понятно: родители хотят большего набора предметов и уроков для детей.

— Не всегда соблюдается наша рекомендация: все дополнительные часы должны проводиться после большого перерыва в 45 минут, — говорит Юлия ЛИСОВСКАЯ, ведущий специалист комитета по образованию. — И на этих дополнительных часах мы рекомендуем использовать неурочную, а такую форму, чтобы была какая-то двигательная активность: лабораторные, экскурсии.

Возможно, уже на следующий год изменится использование дополнительных часов в школах с углубленным изучением предмета (сейчас на предмет 2 дополнительных часа с 8-го класса) и в гимназиях и лицеях (сейчас 4 дополнительных часа с 8-го класса). Потому что здоровье уже не выдерживает.

Про питание

Как известно, в школах запрещено продавать чипсы, сухарики и газировку. Но в общей сложности только 73 — 76% петербургских школьников питаются правильно: платно или бесплатно получают регулярное горячее питание. Остальные перекусывают.

— В целом по России статистика по организации горячего питания в школах грустная, — говорит Наталья ТЕРЕХОВА, главный специалист управления социального питания городской администрации.

Наталья Анатольевна имеет в виду стоимость школьного питания: некоторые регионы одаривают учащихся питанием из расчета 8—12 рублей.

Петербург позиционирует себя как регион, «который активно занимается организацией питания школьников»: с 1 января 2007 года все ученики начальных классов получают бесплатные горячие завтраки; кроме того, город оплачивает двухразовое горячее питание некоторым категориям школьников. Перечислим их: школьники, проживающие в семьях, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума; школьники, стоящие на учете в противотуберкулезном диспансере; из многодетных семей; инвалиды и страдающие определенными хроническими заболеваниями; дети с отклонением в развитии, обучающиеся в специальных коррекционных классах и школах; учащиеся кадетских классов и спортшкол.

Город оплачивает двухразовое горячее питание из расчета 39 рублей 47 копеек. Порции на эту сумму не дотягивали до физиологической нормы питания процентов на 20 — 30%. А после осеннего повышения цен этих сорока рублей хватает лишь на половину физиологической нормы питания. К январю денег будут выделять больше — 42 рубля 50 копеек, но никто и не скрывает, что порция, соответствующая норме, должна стоить 80 — 100 рублей.

Такие суммы не то что город — мало кто из родителей дает, хотя родители могут купить в школе ребенку абонемент на горячие завтраки и обеды как по стоимости бюджетного питания (то есть за без малого сорок рублей), так и, что называется, полную порцию. Не каждый родитель вообще знает, что есть такие абонементы.

Даже у этого «недостаточного» питания есть бесспорное достоинство: оно сбалансированно по соотношению белков, жиров и углеводов и меню не повторяется в течение двух недель. Само меню разрабатывается поставщиками питания, которых выбирают ежегодно по конкурсу, и согласовывается с районными отделами «Роспотребназдора». Но попробуй доказать ребенку, что тушеные овощи — это вкусно...

Успех — вне зависимости от...

На «круглом столе» говорили фразу не о «психическом здоровье» школьника, а о его «психологическом здоровье».

— Почему вообще возник вопрос о психологическом здоровье школьника? — риторически спрашивает Ольга БАРАНОВА, директор центра психолого-медико-социального сопровождения (Калининский район). — Потому что существенные понятия — уверенность в себе, самообладание, потребность в самореализации и самоактуализации и адекватная самооценка — проявляются именно в школе.

Сейчас у 30% школьников нарушение речи (это, говорят, вообще проблема общемировая

— задержка психоречевого развития у детей), оно влечет за собой нарушение и письма. Казалось бы, ну подумаешь. Но это выливается в то, что у ребенка снижается самооценка. Снижается успешность в учебе — складывается ощущение неуспеха. А дальше связка: «Я не успешен — значит я плохой».

Но и каким бы ты ни был успешным в учебе, если ты неуспешен в группе (а в 13 — 14 лет обычное состояние ребенка это состояние в группе) — ты неудачник. Психолог должен показать ребенку: ты успешен, но в другом. И за каждое удавшееся дело похвалить. Да родителям надо не меньше семи раз в день говорить ребенку, что они его любят, тогда он ощущает: я нужен. Человек должен ощущать себя успешным вне зависимости от того, учится он в ПТУ или вузе. Надо найти нишу, где у него будет получаться.

Как говорит Ольга Баранова, сегодня вопрос присутствия психолога в школе в нашем городе «практически решен»: каждый директор может, исходя из возможностей своего штатного расписания, найти соответствующего специалиста. Кроме того, в городе работают 18 центров психологической помощи, куда школьный психолог может направить ребенка бесплатно. О центрах можно узнать в районных отделах образования, в «Желтых страницах», но о вашем визите в этот центр не узнает никто.

Профилактика

Как мы в этом общем нездоровье оказались? Мы к нему медленно, но целеустремленно двигались. У врачей до обид доходит: прохладный душ (не требующий финансовых затрат) не используют. Поскольку некогда. Хотя процедура занимает 5 минут, а заболеваемость простудой снижается в 3 — 5 раз.

Дети перестали гулять — потому что родители боятся отпускать их одних; единственная возможность как-то восполнить, извините, «недогул» — поехать с ребенком на выходной за город (это не требует кошмарных финансовых затрат). Но некогда.

Притом что среди лидирующих заболеваний — нарушения костно-мышечной системы, утреннюю зарядку (опять же не требующую финансовых затрат) делают только 8—12% школьников. Некогда. Целых 15 минут — вечность.

На Западе стремятся к стандарту «2 часа в спортзале ежедневно». Нам бы пережить два урока «физры» в неделю. Физкультурой в секциях (не серьезным спортом, а элементарной двигательной активностью, которая делает человека выносливее) занимаются лишь треть школьников. Как утверждают представители комитета по образованию, самые частые нарекания от родителей поступают как раз в адрес уроков физкультуры. Вплоть до вопросов вроде: «Ане отменить ли их вообще?». Потому что дети разные, здоровье и возможности разные, а всем предлагается прыгать через одного и того же «козла».

— Отменять уроки физкультуры категорически нельзя, — заявляет Светлана Рычкова. — И так 70% школьников ведут малоподвижный образ жизни. Сейчас резко снизились общие двигательные навыки. Дети просто не умеют ходить! Они устают. Потому что еще в детсад ребенка не ведут, а, экономя время, везут — в коляске или на машине. Качество урока физкультуры зависит от учителя. И, возможно, стоит подумать о переходе с оценок на систему «зачет — незачет».

...Так что если спросить о профилактике заболеваний, то ничего нового. Все старое, доброе, хорошо известное. Но, как говорят врачи, «самые простые рекомендации оказываются на практике самыми трудно выполнимыми».

— Родители привыкли мыслить так: если из-за нагрузок в гимназии ребенок не успевает нормально поесть — ничего страшного; не успевает выспаться — ничего страшного; не гуляет — ничего страшного, — комментирует Светлана Рычкова. — И к восьмому классу каждый третий имеет хроническое заболевание.

Участники «круглого стола» сошлись на том, что у общества почти нет идеи ценности здоровья. Зато ценность образования мы, очевидно, осознали замечательно. До такой степени, что готовы платить за него здоровьем.

Подготовила Анастасия ДОЛГОШЕВА

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 193 (3984) от 15 октября 2007 года.

#здоровье #образование #школа

Комментарии