Олимпиада по распознаванию неправды

«175 Шалтаев стоят дороже, чем 125, но дешевле, чем 126 Болтаев. Докажите, что на трех Шалтаев и одного Болтая рубля не хватит». Пятиклассники, которые на XIII открытой олимпиаде по математике решили эту задачу, будут заниматься в математическом кружке при 239-м физико-математическом лицее.

Олимпиада по распознаванию неправды |

«Пень-инвест» против «Зеленого мстителя»

В воскресенье с половины один­надцатого утра у лицея № 239 толпились взрослые разных воз­растов и дети одного возраста. Для участия в олимпиаде не тре­бовалось предварительной за­писи и отборочных тестов. Олимпиада (ее проводил Центр математического образования) открытая, то есть доступна для всех пятиклашек. И устная — значит не надо выписывать усло­вия задачи и порядок решения.

Именно из этой олимпиады растут победы наших школьников в олимпиадах международных. Не в курсе? То-то и оно. Мы привы­кли, что наши студенты — лучшие в мире компьютерщики. А что ли­цеист Никита Калинин на между­народной математической олим­пиаде в Мексике «золото» взял, слышали? В лицейском коридоре напротив барельефа Анны Иоан­новны (как-никак лицей — быв­шая Анненшуле) ряд досок с име­нами победителей международ­ных и всероссийских олимпиад по математике, физике, информати­ке и уже не вспомню чему еще.

...Ребятню группировали по 30 человек — и вперед, по ка­бинетам. Кабинетов 15, умно­жаем на 30 — итого 450 маль­чиков и девочек с математичес­кими способностями.

Родители — в основном тех­ническая интеллигенция. Мам больше, но и пап предостаточ­но; бабушек-дедушек почти нет — родители в этот важный день все взяли в свои руки.

Сидений в актовом зале для «родительского собрания» не хватило — стало быть, родите­лей едва не полтысячи. Замди­ректора лицея Максим Яковле­вич Пратусевич (ему 32 года, ру­ководит математическим круж­ком чуть ли не с 18 лет) отвечает на вопросы со сцены: да, отберут человек 100 (так из года в год по­лучается); да, математический кружок бесплатный; нет, уважае­мые родители, содержанием за­дачек вы сможете насладиться только после олимпиады.

Тем временем пятиклашки хмурят брови над условием за­дачи: «На доске написаны во­семь натуральных чисел. Если стереть любое из них, сумма оставшихся будет оканчиваться на 2. Может ли сумма всех вось­ми чисел быть нечетной?».

На маленьком листочке поми­мо этой еще четыре задачи. Ре­шаешь — поднимаешь руку, к тебе подходит преподаватель. Преподаватели (их на олимпиа­де сто) годятся пятиклашкам в старшие братья — это выпуск­ники лицея, сейчас они учатся на 2 — 3-м курсе Университета.

Если справился с первым листочком, получаешь второй с тремя задачками. По их услови­ям видно, как веселились авто­ры ребусов: «В лесу, состоящем из дубов и елок, компания «Пень-инвест» вырубила одну треть всех дубов и одну шестую всех елок. Докажите, что отчет экологической организации «Зеленый мститель», утверж­дающий, что была вырублена половина всех деревьев, содер­жит неверные данные».

Задачка про Шалтаев и Бол­таев — девятая и последняя. Для тех, кто разобрался со вто­рым листочком.

Не умеют ни считать, ни писать

Родители часто грешат на непо­нятность изложения некоторых за­дач в школьных учебниках. Вот уж зря: у жизненных задач тоже зако­выристые условия, и жаловаться бесполезно. Надо привыкать.

В лицее математику опреде­ляют как «умение отличить правду от лжи». Максим Яковле­вич на занятиях, например, предлагает ученикам найти в га­зетной статье неправду. Дети находят: в одном месте число одно, в другом — другое, не схо­дится; в одном абзаце говорит­ся так, в другом иначе...

«Человек с математическим складом ума может сводить ин­формацию воедино, классифици­ровать ее и в нужный момент ис­пользовать, — объясняет мне, гу­манитарию, математик Максим Пратусевич. — Это единственный школьный предмет, в котором ре­бенок может сказать учителю: вы здесь ошиблись. Если учитель ис­тории неверно назовет дату, уче­ник это не заметит, если сам дату не знает. А когда учитель матема­тики говорит, что вот это равно этому, он, во-первых, обязан это доказать, а если доказал непра­вильно, ученик это увидит».

Раньше такая олимпиада про­водилась для шестиклассников. Теперь для пятиклашек: мате­матически способных пытаются поймать пораньше, «тепленьки­ми». Видимо, умы стали раньше остывать. Во всяком случае мне довелось услышать, что нынеш­ние дети не умеют: а) считать, б) читать. Только в несколько другом смысле.

Не умеют считать, поскольку в школе разрешено пользовать­ся калькулятором и не выраба­тываются навыки счета. «Если я попрошу ребенка умножить 99 на 101, то все, «конец фильма», — говорит Пратусевич.

Не умеют читать, то есть не всег­да способны разглядеть за буква­ми смысл и сказать, о чем текст. А математика — даже больше уме­ние читать, чем считать: не понял смысла задания — не решишь.

Впереди России всей

При этом задачи, которые еще лет 10 назад были ого-го какая трудность для уровня междуна­родной олимпиады, сейчас — рядовые проходные задачки 8-го класса.

Международные математи­ческие олимпиады каждый год проходят в разных странах — в Англии, Японии, Греции, Мекси­ке... У наших в этом году четы­ре золотые медали и две сереб­ряные. Один из лучших в мире результат по медалям! Правда, есть еще результат по сумме оч­ков — тут мы разделили 2-е и 3-е места с американцами.

А первое уже который год у молодцов-китайцев. Они если и, случается, выпадают из лиде­ров, то по косвенным причинам: например, как-то раз запутались в условии задачи из-за какого-то гонконгского иероглифа (он от­личался от обычного китайско­го); а по сумме очков за послед­ние восемь лет Россия опережа­ет всех, поскольку китайцы про­пустили по политическим причи­нам олимпиаду в Тайване.

«Но во Всероссийских олим­пиадах Петербург — первый с большим отрывом, — рассказы­вает Максим Пратусевич. — Сейчас отрыв уменьшается, по­тому что наших преподавателей приглашают в другие города, а тамошних ребят посылают в наш летний математический лагерь. Но есть такое выражение: порядок бьет класс. Допустим, на пос­ледней всероссийской олимпиа­де наши школьники получили два первых диплома, а школьники из Краснодара — три. Но в Красно­даре через год, когда эти школь­ники подрастут и уйдут, дипло­мов может и не быть, а у нас — порядок, отлаженная система, и дипломы будут всегда».

Гребенщиков тоже из математиков

В кружке, как уже говорилось, преподают недавние выпускни­ки лицея. Это самый удобный преподавательский возраст: своими киндерами еще не обза­велись, а работать пока инте­ресно и за треть учительской ставки.

Вести кружок — это не только Шалтаев и Болтаев считать, это и в походы ходить, и в театры, и в летнем лагере на Карельском перешейке сопли подопечным вытирать.

Стереотип о том, что матема­тики — это люди с запущенным гуманитарным полушарием мозга, в два счета развеют. В кружке занимались уйма музы­кантов и филологов; киноре­жиссер Астрахан учился; лицей № 239 окончил Борис Борисыч Гребенщиков. Также разрушат обратный стереотип, что гума­нитарии в математике безна­дежны: приведут в пример Лот­мана, у которого труды, как у за­правского математика, — все яс­но и по полочкам; напомнят, что 95% работ Ньютона по богосло­вию и только 5% трудов — ма­тематика и физика; а Лейбниц был правовед и историк... Ска­жут, что вывеской «гуманита­рий» часто прикрываются люди, умеющие лишь жонглировать словами. И посоветуют книгу «Что такое математика?» Куран­та и Роббинса, дабы вы уясни­ли: математика — это просто высокая культура умственной работы. А уж в какой сфере ум применять, ваше дело.

Вот вам пример. Очень спор­тивный мальчик; отдали его в футбол, а мальчик ногу сломал.

Мама сказала: «Пока нога зажи­вает, нечего дурака валять, попробуй-ка себя в математичес­кой олимпиаде». Мальчик попро­бовал; все решил, попал в кру­жок. Сейчас в 10-м классе лицея учится, и поездки на всероссий­ские олимпиады по математике Александр Ситников чередует с игрой за юношеский «Зенит».

Этот случай, правда, редкий: родителям не часто приходит в голову, что наличие у ребенка силы не означает отсутствия мозгов.

...Многие принимают эту олимпиаду и кружок за подгото­вительные курсы в сам лицей (в нем учатся с 8-го класса). Это не так: кружок сам по себе. Но, ей-богу, если несколько лет на стройке работал, очень сложно не накачать мускулы.

В кружке занимаются по 6 — 7 лет; иногда меньше: поступив в ли­цей, бывает, бросают, потому что и так нагрузки довольно. Бывает, и математику в целом бросают и начинают на гитарах бренчать.

Н о умище-то, умище-то ни куда не денется.

P.S. Я еще раз прочитала задачку про Шалтаев и Бол­таев и подумала: «Чепуха ка­кая! Почему Шалтай дешевле Болтая, когда всем известно, что они друг друга стоили...»

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 196 (3497) от 27 октября 2005 года.

#лицей № 239 #олимпиады #школьники

Комментарии