Олимпиада по распознаванию неправды
«175 Шалтаев стоят дороже, чем 125, но дешевле, чем 126 Болтаев. Докажите, что на трех Шалтаев и одного Болтая рубля не хватит». Пятиклассники, которые на XIII открытой олимпиаде по математике решили эту задачу, будут заниматься в математическом кружке при 239-м физико-математическом лицее.

«Пень-инвест» против «Зеленого мстителя»
В воскресенье с половины одиннадцатого утра у лицея № 239 толпились взрослые разных возрастов и дети одного возраста. Для участия в олимпиаде не требовалось предварительной записи и отборочных тестов. Олимпиада (ее проводил Центр математического образования) открытая, то есть доступна для всех пятиклашек. И устная — значит не надо выписывать условия задачи и порядок решения.
Именно из этой олимпиады растут победы наших школьников в олимпиадах международных. Не в курсе? То-то и оно. Мы привыкли, что наши студенты — лучшие в мире компьютерщики. А что лицеист Никита Калинин на международной математической олимпиаде в Мексике «золото» взял, слышали? В лицейском коридоре напротив барельефа Анны Иоанновны (как-никак лицей — бывшая Анненшуле) ряд досок с именами победителей международных и всероссийских олимпиад по математике, физике, информатике и уже не вспомню чему еще.
...Ребятню группировали по 30 человек — и вперед, по кабинетам. Кабинетов 15, умножаем на 30 — итого 450 мальчиков и девочек с математическими способностями.
Родители — в основном техническая интеллигенция. Мам больше, но и пап предостаточно; бабушек-дедушек почти нет — родители в этот важный день все взяли в свои руки.
Сидений в актовом зале для «родительского собрания» не хватило — стало быть, родителей едва не полтысячи. Замдиректора лицея Максим Яковлевич Пратусевич (ему 32 года, руководит математическим кружком чуть ли не с 18 лет) отвечает на вопросы со сцены: да, отберут человек 100 (так из года в год получается); да, математический кружок бесплатный; нет, уважаемые родители, содержанием задачек вы сможете насладиться только после олимпиады.
Тем временем пятиклашки хмурят брови над условием задачи: «На доске написаны восемь натуральных чисел. Если стереть любое из них, сумма оставшихся будет оканчиваться на 2. Может ли сумма всех восьми чисел быть нечетной?».
На маленьком листочке помимо этой еще четыре задачи. Решаешь — поднимаешь руку, к тебе подходит преподаватель. Преподаватели (их на олимпиаде сто) годятся пятиклашкам в старшие братья — это выпускники лицея, сейчас они учатся на 2 — 3-м курсе Университета.
Если справился с первым листочком, получаешь второй с тремя задачками. По их условиям видно, как веселились авторы ребусов: «В лесу, состоящем из дубов и елок, компания «Пень-инвест» вырубила одну треть всех дубов и одну шестую всех елок. Докажите, что отчет экологической организации «Зеленый мститель», утверждающий, что была вырублена половина всех деревьев, содержит неверные данные».
Задачка про Шалтаев и Болтаев — девятая и последняя. Для тех, кто разобрался со вторым листочком.
Не умеют ни считать, ни писать
Родители часто грешат на непонятность изложения некоторых задач в школьных учебниках. Вот уж зря: у жизненных задач тоже заковыристые условия, и жаловаться бесполезно. Надо привыкать.
В лицее математику определяют как «умение отличить правду от лжи». Максим Яковлевич на занятиях, например, предлагает ученикам найти в газетной статье неправду. Дети находят: в одном месте число одно, в другом — другое, не сходится; в одном абзаце говорится так, в другом иначе...
«Человек с математическим складом ума может сводить информацию воедино, классифицировать ее и в нужный момент использовать, — объясняет мне, гуманитарию, математик Максим Пратусевич. — Это единственный школьный предмет, в котором ребенок может сказать учителю: вы здесь ошиблись. Если учитель истории неверно назовет дату, ученик это не заметит, если сам дату не знает. А когда учитель математики говорит, что вот это равно этому, он, во-первых, обязан это доказать, а если доказал неправильно, ученик это увидит».
Раньше такая олимпиада проводилась для шестиклассников. Теперь для пятиклашек: математически способных пытаются поймать пораньше, «тепленькими». Видимо, умы стали раньше остывать. Во всяком случае мне довелось услышать, что нынешние дети не умеют: а) считать, б) читать. Только в несколько другом смысле.
Не умеют считать, поскольку в школе разрешено пользоваться калькулятором и не вырабатываются навыки счета. «Если я попрошу ребенка умножить 99 на 101, то все, «конец фильма», — говорит Пратусевич.
Не умеют читать, то есть не всегда способны разглядеть за буквами смысл и сказать, о чем текст. А математика — даже больше умение читать, чем считать: не понял смысла задания — не решишь.
Впереди России всей
При этом задачи, которые еще лет 10 назад были ого-го какая трудность для уровня международной олимпиады, сейчас — рядовые проходные задачки 8-го класса.
Международные математические олимпиады каждый год проходят в разных странах — в Англии, Японии, Греции, Мексике... У наших в этом году четыре золотые медали и две серебряные. Один из лучших в мире результат по медалям! Правда, есть еще результат по сумме очков — тут мы разделили 2-е и 3-е места с американцами.
А первое уже который год у молодцов-китайцев. Они если и, случается, выпадают из лидеров, то по косвенным причинам: например, как-то раз запутались в условии задачи из-за какого-то гонконгского иероглифа (он отличался от обычного китайского); а по сумме очков за последние восемь лет Россия опережает всех, поскольку китайцы пропустили по политическим причинам олимпиаду в Тайване.
«Но во Всероссийских олимпиадах Петербург — первый с большим отрывом, — рассказывает Максим Пратусевич. — Сейчас отрыв уменьшается, потому что наших преподавателей приглашают в другие города, а тамошних ребят посылают в наш летний математический лагерь. Но есть такое выражение: порядок бьет класс. Допустим, на последней всероссийской олимпиаде наши школьники получили два первых диплома, а школьники из Краснодара — три. Но в Краснодаре через год, когда эти школьники подрастут и уйдут, дипломов может и не быть, а у нас — порядок, отлаженная система, и дипломы будут всегда».
Гребенщиков тоже из математиков
В кружке, как уже говорилось, преподают недавние выпускники лицея. Это самый удобный преподавательский возраст: своими киндерами еще не обзавелись, а работать пока интересно и за треть учительской ставки.
Вести кружок — это не только Шалтаев и Болтаев считать, это и в походы ходить, и в театры, и в летнем лагере на Карельском перешейке сопли подопечным вытирать.
Стереотип о том, что математики — это люди с запущенным гуманитарным полушарием мозга, в два счета развеют. В кружке занимались уйма музыкантов и филологов; кинорежиссер Астрахан учился; лицей № 239 окончил Борис Борисыч Гребенщиков. Также разрушат обратный стереотип, что гуманитарии в математике безнадежны: приведут в пример Лотмана, у которого труды, как у заправского математика, — все ясно и по полочкам; напомнят, что 95% работ Ньютона по богословию и только 5% трудов — математика и физика; а Лейбниц был правовед и историк... Скажут, что вывеской «гуманитарий» часто прикрываются люди, умеющие лишь жонглировать словами. И посоветуют книгу «Что такое математика?» Куранта и Роббинса, дабы вы уяснили: математика — это просто высокая культура умственной работы. А уж в какой сфере ум применять, ваше дело.
Вот вам пример. Очень спортивный мальчик; отдали его в футбол, а мальчик ногу сломал.
Мама сказала: «Пока нога заживает, нечего дурака валять, попробуй-ка себя в математической олимпиаде». Мальчик попробовал; все решил, попал в кружок. Сейчас в 10-м классе лицея учится, и поездки на всероссийские олимпиады по математике Александр Ситников чередует с игрой за юношеский «Зенит».
Этот случай, правда, редкий: родителям не часто приходит в голову, что наличие у ребенка силы не означает отсутствия мозгов.
...Многие принимают эту олимпиаду и кружок за подготовительные курсы в сам лицей (в нем учатся с 8-го класса). Это не так: кружок сам по себе. Но, ей-богу, если несколько лет на стройке работал, очень сложно не накачать мускулы.
В кружке занимаются по 6 — 7 лет; иногда меньше: поступив в лицей, бывает, бросают, потому что и так нагрузки довольно. Бывает, и математику в целом бросают и начинают на гитарах бренчать.
Н о умище-то, умище-то ни куда не денется.
P.S. Я еще раз прочитала задачку про Шалтаев и Болтаев и подумала: «Чепуха какая! Почему Шалтай дешевле Болтая, когда всем известно, что они друг друга стоили...»
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 196 (3497) от 27 октября 2005 года.
Комментарии