О сокурсниках, друзьях, Довлатове

Обнаружил в своем архиве номер газеты «Ленинградский университет» за 30 декабря 1958 года. Подготовил его наш второй курс отделения журналистики филологического факультета. Знакомые подписи под материалами, дорогие имена.

О сокурсниках, друзьях, Довлатове | Сергей Довлатов - карикатурист. РИСУНКИ из архива автора

Сергей Довлатов - карикатурист. РИСУНКИ из архива автора

Вот Наталья Толстая. Ее уже нет, вечная ей память. Ее корреспонденция называлась «Они поедут в Хибины» - о девушках-геоморфологах, организовавших экспедицию на плато Кукисвумчор (в переводе - «голова прекрасной женщины»). Наталья этим материалом напророчила свою судьбу. После окончания университета поехала в Хибины, работала на радио в Мурманске и Мончегорске и была первым корреспондентом в СССР, пригласившим к микрофону прилетевшего к нам Фиделя Кастро. Тут же надела на него свою шапку-ушанку. А в 1970-х Наталья сама стала редактором «Ленинградского университета».

Игорь Золотарев сейчас в Москве, он переводчик и журналист на радио. Юра Вандерфлит - темпераментный «летучий голландец», в прошлом - заведующий корпунктом ЦТ в Таллине, ныне человек без гражданства. Сима Кубрина, наш комсорг, в этом номере рассказывала о поразительной сельской учительнице, встретившейся на целине. Иван Александров - позже районный газетчик. Ваш покорный слуга выступает с рецензией на спектакль университетского театра «Походный марш», пьеса А. Галича. Постановщик - незабвенная Евгения Владимировна Карпова, создатель знаменитого театрального коллектива.

Я писал тогда: «перед студентами Л. Мошеренковой, И. Краско и А. Гадло режиссер поставил трудную задачу...». Видать, справились они с ней неплохо: Люда - актриса Театра Комедии Л. Оликова, потом педагог университетского театра-студии, Иван - известный и любимый актер. Только Саша Гадло «не справился» - он стал профессором, заведующим кафедрой на истфаке.

На последней полосе новогодний фантастический сценарий моих друзей Евгения Вистунова и Валентина Дзяка. Валентин долгие годы директорствовал в издательстве «Искусство». Женя Вистунов был заместителем редактора «Вечернего Ленинграда», журнала «Нева». Его уже тоже нет.

В сценарии Дед Мороз не дает добро на проход в Новый год тем, «кто мешает нам жить» - всякого рода разгильдяям, хвостистам, прогульщикам лекций. Еще одна скромная подпись под этим материалом: «рис. С. Довлатова».

Сергей был тогда курсом младше. А попал в иллюстраторы нашего курсового номера потому, что пропадал в редакции университетской газеты, как пропадали в ней и мы. Здесь задумывались интереснейшие рейды, работали клубы творческой молодежи, шли устные выпуски. Газета притягивала неравнодушных людей, влюбленных в журналистику и Университет, стремящихся впитывать университетские традиции, культуру, знания и передавать их своей аудитории. Напечататься здесь (теперь это журнал) считалось знаком довольно высокой пробы.

Возглавлял редакцию в те годы опытный журналист Владимир Крюков. Талантливый Иосиф Охотников - ответственный секретарь (впоследствии - ответственный секретарь «Смены», редактор телевидения, руководитель «Лентелефильма»). А еще раньше ответсеком университетской многотиражки был Игорь Федорович Масленников, создатель известной шерлокхолмсианы, «Зимней вишни» и многих других фильмов. Не могу называть его иначе, как полностью - Игорь Федорович, ибо был он руководителем моего диплома. Ольга Колесова - позже ленправдистка, Света Гаврикова - радиожурналист, Роман Каплан, ставший главным редактором воркутинского телевидения. А еще была бесконечно ироничная, но благожелательная Ирина Дмитриевна Татарникова. И всеобщая «мама» - машинистка Любовь Давыдовна. Оттачивал в университетской газете свое перо и Сергей Довлатов. А в данном случае сказались и рисовальные способности, и сатирический артистизм Сергея.

Газетно-сатирические устремления Сергей перенес в газету «За кадры верфям» знаменитой Корабелки. Здесь в 1967 - 1968 гг. Довлатов работал в штате и был родоначальником юмористической рубрики «На полубаке», которая выходит по сей день.

Я никогда не причислял себя к близким его друзьям, хотя знал довольно коротко. Встречал неоднократно и в Питере, и в Прибалтике. Довелось даже принимать у него экзамен - это уже в 1960-е годы. Журналистские тропы пересекались часто.

Журналистика, документализм, может быть, даже главное в литературной судьбе Довлатова. Ведь что такое, скажем, «Заповедник», как не большой развернутый репортаж с живыми узнаваемыми персонажами. В нем часто даже подлинны имена. Вот тема для исследователя - проследить связи литературных сюжетов, героев Довлатова с его публикациями на страницах многотиражек нашего города, эстонских газет, очерками в журнале «Костер», материалами в газете «Новый американец», в которой он сотрудничал, а потом редакторствовал, с материалами на радио.

Гением мы его, каюсь, не считали. Нынешний заупокойный звон вокруг его имени лишь вредит и мешает определить подлинные масштабы писательской и журналистской личности Довлатова. Конечно, он был не только физически на голову и даже на две выше коллег. Мы всегда ценили его необыкновенный талант рассказчика, бытописателя, мастера детали, блестящего интерпретатора речи героев, атмосферы происходящего. Тогда, как нам казалось, весьма брутальный, сейчас он выглядит чуть ли не рафинированным - все познается в сравнении. А как умел он вписывать себя, свой образ, личность в любые, даже самые невероятные, коллизии, обнаруживая истинную репортерскую сущность своего дарования! Именно журналистскую составляющую в творческой палитре Сергея и следует изучать молодым исследователям, именно репортерскую суть его работ.


#Довлатов #журналистика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.


Комментарии