Руина ждет хозяина

В Орловском парке, расположенном в Стрельне, завершается консервация Башни-руины - памятника архитектуры федерального значения. Специалисты КГИОП призывают местные власти и общественность общими усилиями найти для нее разумное использование. Иначе все труды реставраторов и бюджетные расходы пойдут прахом.

Руина ждет хозяина | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Ирина Войнова, архитектор, автор проекта сохранения башни, говорит именно о консервации, а не о реставрации. Эта парковая постройка 1840-х годов создавалась как романтическая руина. Поэтому она находится на вершине холма, как будто оставшегося от крепости, под которой находится грот. На самом деле землю для обоих сооружений насыпали при создании малого пейзажного пруда...

Теперь специалисты из компании «Стройтехуслуги» провели работы по гидроизоляции фундаментов, починили кирпичную кладку, укрепили сводчатый потолок в большом зальном помещении площадью 46 кв. метров на первом ярусе башни, заменили утраченные фрагменты облицовки из пудостского известкового туфа (его месторождения давно выработаны) близким родственником этого камня - армянским травертином.

Укреплены стрельчатые проемы второго яруса и смотровая площадка на нем, а также арочные проемы «недостроенного» третьего яруса, который создает образ руины. Сохранилась первая ступенька чугунной винтовой лестницы, которая вела на вершину башни. Ее решили не восстанавливать.

В ходе работ среди мусора найдены скульптурные детали - львиная лапа и женская рука из каррарского мрамора. Еще одна находка - «розетка»; возможно, она украшала одну из построек богатой орловской усадьбы.

Граф Алексей Орлов приобрел участок в Стрельне в начале 1830-х годов. Через несколько лет по проекту архитекторов Петра Садовникова и Иосифа Шарлеманя были построены двухэтажный деревянный дворец и еще несколько построек в модном тогда готическом стиле. Башня-руина стала главным украшением парка.

Дворец, как и другие постройки усадьбы, погиб во время Великой Отечественной войны. Сохранилась только Башня-руина.

В 1950-е годы были воссозданы готические ворота и дом привратника - они хорошо видны с Санкт-Петербургского шоссе, ведущего в Петергоф. Тогда же были восстановлены кирпичные конюшни, которые сейчас снова заброшены и бесхозны.

Башня долго использовалась скалолазами для тренировок. С начала 1990-х - для совсем неспортивного поведения. По сравнению с ним даже установку рядом коптящих мангалов можно назвать благопристойным занятием.

В 2015 - 2016 годах КГИОП выделил на консервацию Башни-руины 13 млн рублей. Работы скоро закончатся, придется убрать строительный забор. Башня, которая находится в собственности Петербурга, но не имеет конкретного пользователя, который обязан отвечать за ее состояние, будет предоставлена воле случая.

Вход в залу первого яруса закроют решеткой, но специалисты КГИОП не питают иллюзий насчет «энергичности» некоторых граждан. Тем более - их страсти с риском для жизни залезать на то, что надо только созерцать.

Кто может быть пользователем руины? Первый ответ, который приходит в голову - общепит, неверен. Там нет и не будет инженерных коммуникаций, разве что электричество можно провести по временным схемам.

Соседнему конному клубу башня совершенно ни к чему. Хорош вариант использования башни для проведения местных стрельнинских праздников, но они не каждый день бывают.

Пока чиновники и депутаты ломают голову, что делать с Башней-руиной, КГИОП попросил нас этой публикацией предложить читателям поразмышлять над возможным использованием красивого и редкого памятника. Выполняем эту просьбу.


#реставрация #КГИОП

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5816) от 25.10.2016.


Комментарии