Разыскать партизана. Молодые архивисты постигают профессию на основе реальной истории

«Найти партизана Романова»: так звучит задание, подготовленное для урока Памяти, который провели сотрудники Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга. Задача — научить школьников и студентов азам архивного поиска.

Разыскать партизана. Молодые архивисты постигают профессию на основе реальной истории | ФОТО Joanna Kosinska on Unsplash

ФОТО Joanna Kosinska on Unsplash

— В выпущенном несколько лет назад сборнике архивных документов «Без срока давности. Ленинградская область» я обратила внимание на изображение ­листовки, которую весной и летом 1942 года распространяли немецкие оккупационные власти, обещая выгодное вознаграждение за поимку партизана Михаила Романова, — рассказала Александра Асонова. Она преподает архивоведение в техникуме библиотечных и информационных технологий.

«Население сим приглашается оказать содействие в поимке или же обезвреживании предводителя партизан Михаила Романова, 40 лет от роду из Имениц, — говорилось в приказе местной оккупационной комендатуры. — За сведения, ведущие к поимке Романова, назначается следующее вознаграждение по выбору: 6 коров или 6 гектаров пахоты или половину этих обоих. В придачу ко всему еще 30 пачек махорки и 10 литров водки. Кто доставит Романова мертвым, получит половину указанного вознаграждения. Если одноценные указания нескольких лиц приведут к поимке Романова, то вознаграждение может быть разделено между этими лицами».

По всему видно, что отряд Михаила Романова изрядно досаждал оккупантам, хотя и был довольно немногочисленным: всего‑то несколько десятков бойцов.

«Боевые действия партизан Лужского района начались еще в июле (1941 года. — Ред.), задолго до занятия города и района немцами. Отряды Романова, Семенова, Лукина, Брыкусова, Сабурова неоднократно ходили на боевые операции в Плюсский, Лядский и Осьминский районы. В этот период до 24 августа было сожжено 7 немецких танков, 35 автомашин и несколько десятков мотоциклов. Убиты 250 чел. солдат и офицеров», — указывалось в отчете секретаря Лужского подпольного райкома партии Ивана Дмитриева в Ленинградский штаб партизанского движения.

Про самого Романова известно не очень много: работал инструктором в Лужском райкоме партии, за три месяца до начала войны попросился перевестись в Ветчинский лесопункт, поближе к семье, жившей в деревне Именицы. Когда‑то он был лесником в Ветчинах, поэтому знал в тех краях каждую тропинку…

Еще в советское время в деревне Красные Горы Лужского района установили памятник, надпись на котором сообщает, что в ее окрестностях «в 1941 – 1942 годах геройски сражался партизанский отряд под командованием Михаила Васильевича Романова, награжденного посмертно орденом Ленина».

— Мне стало интересно: что можно узнать про Михаила Романова в архиве? — говорит Асонова. — Попробовала провести поиск в оцифрованной коллекции документов Центрального штаба партизанского движения Ленинградской области, а уже затем по моим стопам пошли студенты. Так появилось учебное задание: как из почти нулевой информации (фамилия, имя, отчество, название деревни) раскрутить целую историю.

В массиве «Учетные карточки партизан» студенты искали карточку на имя Романова Михаила Васильевича, 1897 года рождения. Затем, отталкиваясь от информации, содержащейся в документе, обращались к учетному делу отряда, знакомились с материалами о награждении Романова орденом Ленина. Кстати, в характеристике к наградному листу говорится, что жена и дочь Романова были убиты нацистами.

— Итог: партизан Михаил Романов по документам архива историко-политических документов найден. Однако судьба его до сих пор остается неизвестной, — поясняет Асонова.

Дело в том, что летом 1942 года партизанские отряды в Лужском районе оказались в очень тяжелом положении. Практически без продовольствия, на подножном корму. В каждой деревне базировались отряды карателей, и партизаны не могли проникнуть практически ни в одну из них за продовольст­вием. Местные жители были запуганы: нацисты грозили ­смертью за малейшую помощь народным мстителям, и эта угроза вовсе не была голословной. Пути снабжения находились под контролем оккупантов, так что проведение диверсионных акций также было крайне затруднено.

В этих условиях Романов с группой партизан принял решение временно вернуться к своим, за линию фронта, однако по пути она напоролась на немцев…

— В бою часть бойцов погибла, часть оказалась в руках оккупантов, — говорит исследователь партизанского движения Валентин Хрисанфов. — Известно, что среди попавших в плен был и Михаил Романов. О том, что с ним стало дальше, нет никакой информации. Однако можно предположить, что, если это был такой значимый для нацистов партизан, за голову которого предлагалась награда, вряд ли они оставили его в живых.

Официально по документам Центрального штаба партизанского движения значится, что Михаил Романов пропал без вести. Извещение об этом было отправлено в адрес его второй дочери, она после войны жила в Луге.

— Урок Памяти, посвященный Романову, был своего рода экспериментальным, — говорит Асонова. — Подобные занятия будут продолжены. Архивный поиск — дело чрезвычайно увлекательнее. Ведь документы не только дают ответы на наши вопросы, но и в свою очередь задают новые, побуждая исследователей к дальнейшему поиску.


#история #архив #партизаны

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7645) от 16.04.2024 под заголовком «Разыскать партизана».


Комментарии