Летний сезон в Ораниенбауме стартует в последнюю субботу апреля

Летний сезон в Ораниенбауме, как и во всех музеях ГМЗ «Петергоф», стартует в последнюю субботу апреля. Сейчас там полным ходом идет «генеральная уборка» — финальные приготовления к наплыву посетителей.

Летний сезон в Ораниенбауме стартует в последнюю субботу апреля  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Парк Ораниенбаума считается ценнейшим образцом садово-паркового искусства второй половины XVIII — середины XIX века. На площади 162 гектара исторически сложились участки, сформировавшиеся в определенные периоды создания дворцово-паркового комплекса. До 70‑х годов XVIII века по моде того времени парк был регулярным, позже стал пейзажным.

Ораниенабум3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


В прошлом году завершилась масштабная реставрация, вернувшая парку историческую планировку, сложившуюся к середине XIX века.

В парке пока нет зелени, он свеж и прозрачен. Самые старые деревья стоят у Китайского дворца. Возраст этих дубов более трех веков. Их берегут, за ними ухаживают. Символ Ораниенбаума — померанцевое дерево. У Меншикова были оранжереи, где выращивали апельсиновые деревья. На территории парка их выставляют летом в кадках.

В штате Ораниенбаума 46 садовников. Основные подготовительные работы к сезону выполнены. Завершена санитарная обрезка кустарников, газоны очищены от прошлогодней травы и листьев, подсыпаны дорожки, подкормлены и обработаны многолетники.

Ораниенбаум5_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Возле Картинного дома садовники открывают укрытые на зиму розы. В скором времени на клумбах у Китайского дворца, Большого Меншиковского дворца, павильона «Каменное зало» и дворца Петра III взойдут тюльпаны. В парке высаживают разные сорта, к примеру, махровые тюльпаны «Акебона» или белоснежные необычной формы «Уайт либерстар». В мае придет пора посадки летних цветов. Их выбор относительно цветовой гаммы и исторических сортов основан на архивных данных — петунии, бегонии, алиссумы… Большинство культур выращивается в оранжереях Ораниенбаума.

От зимних футляров освобождаются скульптуры. В «Петергофе» их начали раскрывать в последних числах марта. Первыми сняли зимние одежды скульптуры на Большом каскаде в Нижнем парке. Сняты футляры со статуй возле Китайского и Большого Меншиковского дворцов в парке Ораниенбаума.

Как рассказывает хранитель фонда «Скульптура Ораниенбаума» Арсений Шевлягин, при Александре Меншикове здесь было много статуй — свинцовые, золоченые, деревянные. Все они утрачены. Коллекция создавалась с середины XVIII века и пополнялась в XIX столетии, когда владельцами Ораниенбаума стала великая княгиня Елена Павловна и ее потомки.

Ораниенбаум2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Самые ценные скульптуры стоят у Китайского дворца — «Аполлон» и «Диана», копии XVIII века с античных оригиналов. Всего в парке 90 произведений, включая декоративную пластику и малые архитектурные формы. Половина — копии, выполненные в конце XX — начале XXI века. Оригиналы находятся в фондах. Музей работает над созданием открытого хранения.

Готовится к началу сезона и старейшее сооружение Ораниенбаума — Большой Меншиковский дворец. Первый владелец принимал в его создании самое деятельное участие. Для строительства своей резиденции светлейший князь пригласил иностранных архитекторов: Франческо Фонтана, ­Иоганна Фридриха Браунштейна, Иоганна Готфрида Шеделя. В трех­вековой истории дворца времена расцвета сменялись периодами забвения и упадка. Но дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.

— Апрель для нас горячая пора, — рассказывает Юлия Никитина, заведующая отделом «Хранение и изучение памятников Ораниенбаума». — Экспозиция дворца наполнена разными предметами, их около тысячи. Это предметы из различных материалов, выполненные в разных техниках. Каждому требуется индивидуальный подход. Что‑то очищается от пыли с помощью кистей сухим способом, что‑то требует влажной уборки. Это происходит не только в начале сезона, но и по утрам, и в выходные дни музея. Прикасаться к предметам имеет право только хранитель экспозиции.

В XIX веке, когда хозяйкой дворца стала великая княгиня Елена Павловна, интерьеры были переделаны по ее вкусу и по моде того времени. По большей части сохранилась отделка стен. В Золотом кабинете несколько элементов не позолочены — то немногое, что пришлось воссоздавать. Лепка на стенах Парадной лестницы выполнена по эскизам Антонио Ринальди.

Деревянная Парадная лестница — единственный сохранившийся подлинный интерьер середины XVIII века. Растрелли удалось гармонично вписать в небольшой объем три широких марша с просторной площадкой. Балясины лестницы от пыли очищают сухими кистями.

Тем же способом хранитель Анна Новикова в кабинете последних владельцев Ораниенбаума герцогов Мекленбург-Стрелицких бережно обрабатывает великолепный столик из исторической коллекции, выполненный в наборной технике.

Прекрасный вид на парк открывается из окон Концертного зала. В этом помещении стоит обратить внимание и на паркет из трех пород древесины по рисунку Растрелли. И в других залах второго этажа полы в основном подлинные, сохранившиеся с XVIII – XIX столетий. Их натирают мастикой с воском.

Белую столовую, интерьер середины XIX столетия, украшают две фарфоровые люстры с обилием деталей. Одна из них историческая, она выполнена на Майсенской фарфоровой мануфактуре. Фарфор обеспыливают водой со спиртом.

Отдельный сюжет — очистка люстры в Церковном павильоне, расположенном в башенном павильоне Большого Меншиковского дворца. Он также построен по приказу Александра Меншикова и освящен во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм, задуманный как триумфальный памятник морским «викториям» петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, был средоточием религиозной жизни Ораниенбаума.

Церковный павильон освещает массивная люстра, расположенная на большой высоте. Чтобы вымыть многочисленные хрустальные подвески, приходится использовать специальное подъемное устройство. Каждую подвеску хранитель протирает салфеткой, смоченной в растворе спирта и воды. Именно так это делали в XVIII и XIX веках.


#петергоф #ораниенбаум #дворцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7645) от 16.04.2024 под заголовком «Ораниенбаум готовится к лету».


Комментарии