Игра в шашечки

Очередная попытка «переформатировать» таксомоторный рынок в Петербурге может оказаться успешной. Смольный, предложивший новый законопроект о регулировании деятельности машин с «шашечками», в этом абсолютно уверен. Сами же перевозчики настроены куда менее оптимистично: переломить ситуацию предложенными мерами, считают они, вряд ли удастся. Но само стремление навести наконец тут порядок уже показательно: перемены назрели.

Игра в шашечки  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Предложения не новы. Многие обсуждаемые сегодня инициативы прозвучали год назад на проходившем в нашем городе III международном евразийском форуме «Такси». И вот комитет по транспорту Санкт-Петербурга наконец сформулировал конкретные меры по улучшению федерального законодательства в этой «малоподвижной» сфере и призвал провести небольшую таксомоторную реформу в северной столице. Но если раньше питерские чиновники исходили в основном из сложившейся практики, то теперь решили опереться на опыт продвинутых в этом отношении москвичей.

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы представил данные, которые прозвучали недавно в правительстве Петербурга на совещании по разработке местного законопроекта. Ничего революционного в российской столице не придумали, там тоже изучали мировой опыт. Однако эти меры позволили нанести удар по теневому бизнесу, пополнить городскую казну и упорядочить перевозочные услуги.

Смольный выделил несколько особенно привлекательных мер, решив утвердить их на региональном законодательном уровне. Так, предлагается покрасить в один цвет все легковые такси, пустить их по выделенной для общественного транспорта полосе и закрепить за ними желтые регистрационные номера (знаки типа 1Б). Легковые такси категории «бизнес-класс» станут исключительного черными, а кузова остальных таксомашин обяжут покрасить в белый или серебристый цвета. При этом особые преференции получат владельцы машин, которые используют экологически чистое газомоторное топливо, и электромобилей. Вся эта работа должна быть скоординирована с Ленинградской областью, поскольку нужно учитывать фактически сложившиеся агломерационные связи двух субъектов.

Еще два принципиальных момента учтены в новом законопроекте. Там впервые прописаны унифицированные требования к так называемым агрегаторам заказов, то есть службам, регулирующим движение, в том числе с применением мобильных интернет-приложений. А разрешение на оказание таксомоторных услуг предлагается давать только компаниям, зарегистрированным в Петербурге. Ожидается, что в целом это скажется на качестве и безопасности перевозок, повысит налоговую отдачу. Москва с ее богатым бюджетом пошла дальше: некоторые перевозчики там имеют субсидии. В этом году на 6 тысяч получателей из столичной казны было выделено 150 млн рублей. Но субсидирование предпринимателей, занимающихся частным извозом, в планы Смольного, насколько известно, пока не входит.

Особое оживление в ходе обсуждения «новых инициатив» вызвал вопрос о количестве таксомоторов. В этой сфере бизнеса в Петербурге на сегодняшний день выдано 36,2 тыс. разрешений – в Москве, для сравнения, действует 48,8 тыс. разрешительных документов. Эти цифры, отражающие число легальных перевозчиков, нужно, конечно, корректировать с учетом реальных обстоятельств. Напомним: в прошлом году петербургский комитет по транспорту выдал рекордное количество разрешений, больше 12 тысяч. Но по действующим правилам, которые нуждаются в пересмотре, отследить, все ли таксисты продолжают легально работать и не ушли «в тень», невозможно.

Так вот, максимальное число перевозчиков чиновники предлагают ограничить, исходя из региональных градостроительных нормативов: четыре автомобиля на тысячу человек. Путем несложных вычислений получим, что пятимиллионный Петербург может рассчитывать на 20 800 таксомоторов. Однако в этих математических действиях, во-первых, не учитывается тревэл-фактор – туристическая привлекательность северной столицы. А во-вторых, в расчет не берутся особые обстоятельства (предстоящий в 2018 году чемпионат мира по футболу, к примеру), когда спрос на такси буквально взлетает.

Схематичное использование нормативов может привести к тому, что число легально действующих питерских таксомоторов снизится вдвое. Тогда как армия «бомбил» непрерывно растет, таксисты продолжают уходить от налогов, безопасность перевозок «оставляет желать лучшего», и ничего серьезного, по мнению некоторых перевозчиков, Смольный противопоставить этому не может. Однако чтобы подправить законопроект, чиновники привлекли к его обсуждению представителей профессиональных объединений и бизнес-сообщества. Только после этого, суммируя замечания, правительство Петербурга передаст документ законодателям.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (5774) от 26.08.2016.


Комментарии