Где приземлится ядро?

В Петербурге есть Музей хлеба, есть - варежки. И Музей водки даже имеется. А вот места для музея спорта, где, например, могло бы приземлиться подлинное чемпионское ядро, на берегах Невы не нашлось. Неужели наши олимпийские чемпионы, великие шахматисты, известные мотогонщики так и не заслужили, чтобы их победы были увековечены?

Где приземлится ядро? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Между тем первый олимпийский чемпион в истории России Николай Панин-Коломенкин - по фигурному катанию (1908 год) - тренировался на прудах Юсуповского сада. Там же рядом, в здании на Садовой улице, 50Б, размещался первый Олимпийский комитет Российской империи, о чем свидетельствует памятная доска.

- Идея организации в нашем городе крупного спортивного музея последние два десятка лет, как по синусоиде, то разгорается, то затухает, - отметил пресс-атташе Олимпийского совета Санкт-Петербурга Олег Вдовин. - Еще в 2000 году при вице-губернаторе Валерии Малышеве, большом любителе и пропагандисте спорта, было намерение разместить музей в садике «Олимпия» на Московском проспекте, где долгое время за забором прятали разваливающийся недострой. Но не организовали. Позднее для реализации этой идеи рассматривали особняк в комплексе строений на Садовой, 50. Тоже не получилось. Затем еще при начале строительства новой футбольной арены на Крестовском острове говорили, что спортивный музей будет там, но сейчас этот вопрос как-то не поднимается.

О городском саде «Олимпия» надо сказать несколько слов особо. Там когда-то была небольшая сцена для выступлений музыкантов. И это было красиво, помните ахматовские строки: «Звучала музыка в саду...». Потом решили на ее месте построить здание для музея спорта. Сцену в парке жалко, но ради олимпийского музея, наверное, можно было ею пожертвовать. Каков же был шок у горожан, когда на месте многолетнего недостроя в парке ни к селу ни к городу появился сетевой магазин бытовой техники. А затем еще и отель. То есть в уютном совсем небольшом парке разрешили строить все что угодно, а обещанный музей так и недостроили.

Сегодня вопрос организации городского музея спорта не обсуждается даже в приближении сдачи в эксплуатацию нового стадиона на Крестовском острове. Может быть, еще и потому, что нужно определиться, кто будет нести расходы по содержанию музея.

- Могу предположить, что если что-то и организуют, то это может стать лишь пародией на музей, - говорит историк футбола, коллекционер Владимир Фалин. - Любой музей начинается с фондов и штатов. Если заглянуть в документ - постановление правительства Петербурга от 2007 года «Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений культуры...», то, например, для Литературного музея Достоевского определен штат 52 человека. А это учреждение не очень большое. Если говорить о спортивном музее, он маленьким по определению быть не может. Например, только мной лично собрано 100 тысяч, говоря музейным языком, единиц хранения, касающихся истории футбола. Такие вот объемы, а если охватывать еще другие виды спорта...

Между прочим, с футболом-то проще. Конечно, можно было бы поставить в качестве артефакта футбольные ворота 1912 года - времен первых матчей сборной России, но они вряд ли где-то сохранились. Но есть мячи, личные вещи игроков, программки...

В мотоспорте, тоже ленинградском виде спорта, экспонаты покрупнее.

- Мы еще в 1960-х годах занимались в секции мотоспорта во Дворце пионеров на Невском у известного тренера Кирилла Александровича Демянского, воспитавшего плеяду знаменитых ленинградских гонщиков, среди них многократный чемпион мира по мотокроссу Геннадий Моисеев. Естественно, что-то интересное сохранилось, не хотелось бы, чтобы оно было утеряно безвозвратно, - говорит заместитель председателя Совета ветеранов автомотоспорта Петербурга и Ленобласти Юрий Семененко.

Кстати, у идеи организации спортивного музея в нашем городе множество энтузиастов. Не только таких известных и профессиональных, как Владимир Фалин, но и других - бывших спортсменов, ветеранов, наконец, просто болельщиков. Причем некоторые из них пытались создать музей своими силами. И даже что-то получалось.

- Сначала мы организовали музей мотоспорта во дворе Дома политкаторжан на Петроградской стороне. Потом переместились в центр города - в Конюшенное ведомство. Музей просуществовал, пока нас оттуда не выселили, а затем и деньги закончились. Теперь уникальные экспонаты по сараям, гаражам стоят, - рассказал ветеран мотоспорта Борис Морозов.

Впрочем, как уже пояснил нам коллекционер Владимир Фалин, на одном энтузиазме солидный музей не построишь.

Интересно, что даже в городском комитете по спорту не смогли содержать небольшой музей, хотя его и открывали. Сейчас там сохранилась лишь галерея портретов олимпийских чемпионов Ленинграда - Петербурга, остальные экспонаты, как сообщили в комитете, передали в другие учреждения. Но от идеи организации именно спортивного музея не отказываются.

- Спорт не развлечение, это большая отрасль, сейчас у нас в городе им занимаются до полутора миллионов человек, - сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Лариса Родионова, руководитель отдела по информационно-аналитическому обеспечению развития отрасли комитета по спорту. - Не иметь спортивного музея Петербургу стыдно. Думаю, что собрать достойную коллекцию экспонатов не так уж сложно. Есть факелы эстафет олимпийского огня, которые проводились в нашем городе, есть экспонаты времен Московской олимпиады 1980 года, тогда в Ленинграде на Стадионе имени Кирова проводили матчи по футболу. Наша знаменитая чемпионка Галина Зыбина, по-моему, до сих пор хранит ядро, с которым она выиграла Олимпиаду 1952 года. Если бросить клич, люди бы откликнулись.

Видимо, без волевого решения в деле организации музея спорта, которым можно было бы гордиться (а иначе зачем его создавать?), не обойтись. Частным он вряд ли может быть. Должен быть городским, государственным.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5819) от 28.10.2016.


Комментарии