Михаил Пиотровский. В музее небольшого города может концентрироваться вся его история

Недавно я вернулся из Калининграда, где проходил Балтийский культурный форум. Он становится все популярнее, собирает много людей, там идут интересные дискуссии.

Михаил Пиотровский.  В музее небольшого города может концентрироваться вся его история |

Недавно я вернулся из Калининграда, где проходил Балтийский культурный форум. Он становится все популярнее, собирает много людей, там идут интересные дискуссии.

В форуме принимает участие губернатор Калининградской области Антон Андреевич Алиханов. Он возглавляет рабочую группу по музейной деятельности при Госсовете. Мы собираемся регулярно, то, о чем говорим, доходит до Госсовета. Это помогает формировать направление музейной работы в стране.

Совместное заседание этой группы и Союза музеев России показало, как меняется картина музейной жизни. Формируются мощные общественные организации. На форуме выступали ассоциации морских, литературных и музыкальных музеев.

Мы не всегда замечаем, что культура становится важным двигателем в разных областях жизни. То, чем мы занимаемся, начинает все больше влиять на политику. Политики не только в России говорят о традиционных ценностях, национальном самосознании, о роли и защите меньшинств.

Тема нынешнего форума — «Философия культуры». Есть разные определения, что это такое. Мы исходим из принятого нами: культура — не наследуемая генетически память поколений. Создаются механизмы, чтобы эту память формировать и сохранять.

В жизнь культуры входят модные сегодня вещи. С одной стороны, это искусственный интеллект. С другой — генетика и генная инженерия. Формирование у людей памяти поколений через учреждения культуры и искусственный интеллект вмешивается в актуальнейшие вопросы сегодняшнего дня.

Метафизика культуры связана с рифмами истории, лежащими в ее глубине. Я люблю говорить о рифмах истории. На калининградской земле смешение исторических событий необыкновенно ­пестрое. Это история людей, которые там живут. Музеи Калининграда строят на этом свою работу.

Что мы знаем об этой земле? ­Прежде всего это Тевтонский орден, история его завоеваний, крес­товые походы, перенесенные на европейскую почву. Все это воплощено в памятниках и в литературе.

Затем время Восточной Пруссии, то польской, то немецкой. На этих землях не раз бывал Петр I. Нельзя забыть время Семилетней войны, в конце которой русские войска впервые вошли в Берлин. Был взят и Кенигсберг, его правительницей стала императрица Елизавета Пет­ровна. В то время великий Кант, главная фигура в истории региона, был подданным Российской империи.

Есть события, про которые мы нечасто говорим, но о них надо помнить — неудача русской армии при Фридланде и Прейсиш-Эйлау. В результате в 1807 году в Тильзите Александр I и Наполеон договорились о мире, который недружественные нам люди сегодня называют первым договором Молотова — Риббентропа. Тогда Россия получила возможность, в частности, войти в Финляндию и сделать ее свободной от Швеции.

Битва при Гумбиннене — важнейшая на Восточном фронте в Первой мировой войне. Сражение при Та́нненберге считалось великой победой Германии, в память о нем был создан Танненбергский мемориал. Когда много лет спустя Советская армия вошла в Восточную Пруссию, немцы разрушили мемориал, увезли останки главнокомандующего Гинденбурга.

Одно из величайших сражений Второй мировой войны — Кенигсбергская операция, в которой мы победили немцев. В это военное событие вклинивается культурный элемент — Янтарная комната. Известно, что она была увезена немцами из Царского Села в Кенигсберг, который и тогда считался столицей янтаря. А Восточная Пруссия стала ­частью Польши и России.

Обо всех этих событиях рассказывают музеи.

На этой земле жили прекрасные художники. Там родился один из главных немецких художников конца XIX века Ловис Коринт. В Светлогорске принимает посетителей Дом-музей Германа Брахерта, одного из ведущих немецких скульп­торов первой половины ХХ века.

Культ Канта существовал всегда, в том числе и в советское время. И сейчас его могила — ­место, которое притягивает людей. Для советского времени Калининград еще и столица органной музыки.

В Калининграде находится Музей Мирового океана. Он красивый и интересный. Туристы туда идут потоком. Этот музей спасает корабли. В Петербурге ледокол «Красин» сохранился только потому, что стал частью Музея Мирового океана. В Калининграде стоит еще с десяток кораблей, которые погибли бы, если бы их не спас музей. Это не прос­то залы, где сидят смотрители. На кораблях есть ­команды, это музей и действующее судно одновременно.

Миссия музея — вырывать вещи из привычного контекста и спасать. Научное судно «Витязь», как и наш «Красин», выбыло из действующего состава флота. Дорога им была на металлолом. Музей сохраняет память о жизни, в которой они участвовали. Честно говоря, если бы «Красин» не сохранился как музей, про спасение экспедиции Нобеле, возможно, мало кто помнил бы.

Музейная метавселенная с переплетениями разных событий истории дает возможность путешествовать во времени. Недаром в Калининграде снималось немало фильмов про Россию, Германию, Тевтонский орден, войну 1812 года… В этом месте история живет.

Музеи создают ощущение причастности к миру в разных формах.

Художественный музей Калининграда располагается в здании Биржи, где уживается с эстетическими традициями бывшего торгового центра. В интересном историческом здании он умес­тен.

Пережил много изменений старый собор. Он был католическим, потом стал протестантским. Пос­ле войны в нем размещался выставочный зал. Сейчас там выставочный зал и концертный с потрясающим органом. Рядом главное святилище — могила Иммануила Канта.

В Калининграде много храмов. Часть протестантских стали православными, воссоздана синагога. В соборе есть часовня протес­тантская и православная. Иногда там проходят мероприятия, связанные и с католичеством. Это тоже исторический процесс.

Открыт для посетителей музей, рассказывающий о рыцарской истории Тевтонского ордена. Есть музей, посвященный Петру I, и музей, посвященный Первой мировой войне… Строится здание художественного кластер-комплекса: театральное училище, сцена Большого и Мариинского театров, выставочное помещение Третьяковки. Рядом возводится Русский культурный центр, где будет русское и немецкое искусство из частных коллекций.

Современная культурная жизнь течет, перерабатывая наследие. Это непросто, может вызывать дискуссии и споры.

Кроме метафизики и физики существует мистика земли, где народы наследуют друг другу, их наследие сливается вместе. Не следует забывать, что большая часть людей живет на территориях, где друг друга сменяли разные народы. Такую ситуацию, как в Калининграде, можно наб­людать всюду.

Про это мы говорили на форуме. Музейная работа — айсберг и конденсат. В музее небольшого города может концентрироваться вся его история. В Калининградской области много небольших городов, у которых есть старинные названия и свои музеи. Люди, которые там живут, с помощью музеев вживаются в историю этой земли.

В фойе Эрмитажного театра недавно проходила выставка петербургского модельера Константина Гончарова. Казалось бы, при чем тут Эрмитаж? Музей не собирает современное искусство. Но он собирает то, что имеет отношение к ленинградской культуре.

На берегу Балтийского моря возник особый феномен — ленинградская культура. Она известна такими именами, как живописец Тимур Новиков, фотограф Борис Смелов, модельер Константин Гончаров. Они представляют культуру той час­ти Ленинграда, которая ощущала себя Петербургом. Из этого рождался особый стиль. Для Эрмитажа как хранителя петербургской традиции важно его сохранить.

Есть известное понятие — культура Средиземноморья. Культура Балтийского моря тоже свое­образна. Сейчас его берег разрезан границами. Но есть два города — Петербург и Калининград, у которых есть и русское, и немецкое имя. Они символы и часть культуры Балтийского моря, которую можно обозначить и противопоставить культуре Средиземноморья.


#Пиотровский #Эрмитаж #Калининград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (7651) от 24.04.2024 под заголовком «Место памяти».


Комментарии