Паралимпийский парадокс

Спортивный арбитражный суд (CAS) принял решение не в пользу России – наши паралимпийцы на свои Игры не попадают. Не люблю кричать «наших бьют», тем более что и сам немало обличал российскую (анти)допинговую систему. Но вот нынешнюю ситуацию принять никак не могу – это явная несправедливость.

Паралимпийский парадокс  | ФОТО Luiz_Souza/shutterstock.com

ФОТО Luiz_Souza/shutterstock.com

Первый очевидный вопрос: чем паралимпийцы хуже олимпийцев? Ведь тех, за исключением легкоатлетов и штангистов, все-таки допустили в Рио. Понятно, что решения принимали разные организации, причем МОК, разумеется, гораздо более силен и независим, чем МПК (Международный паралимпийский комитет). Но ведь спорт, в том числе паралимпийский, должен быть вне политики – разве не так?

Собственно, здесь может быть разумная причина: что наших паралимпийцев кормили допингом даже больше, чем обычных спортсменов, потому и наказание более суровое. Верится с трудом, но теоретически возможно. Однако ведь руководители МПК ничего такого не говорят. Они не сделали даже попытки объяснить, в чем разница между российскими олимпийцами и паралимпийцами! А потому их решение выглядит просто как присоединение к атаке на Россию. И еще – как противопоставление себя и МОК. Дескать, олимпийские чиновники сплошь коррумпированные, а мы вот такие честные и принципиальные.

Только вот эта принципиальность не очень хорошо пахнет еще и потому, что речь идет о людях с ограниченными возможностями. Можно было бы понять, если бы все получилось наоборот: МОК бы Россию отстранил, а паралимпийцев пожалел, приняв во вниманию моральную сторону вопроса. В конце концов для обычных спортсменов пропуск Олимпиады – сильный удар, но не смертельная трагедия. Есть чемпионаты и кубки мира, множество других соревнований, а также возможностей в околоспортивной жизни. Та же Елена Исинбаева теперь будет заседать в комиссии МОК, да и в России наверняка будет востребована. А вот у людей с ограниченными возможностями в нашем обществе до сих пор, извините за тавтологию, возможности сильно ограничены. И Паралимпиада для них – практически единственный шанс вырваться к лучшей жизни, изменить свою судьбу. Лишив их этого шанса, можно окончательно поломать и без того сломанные судьбы. Потому решение МПК выглядит просто подлым.

Еще и глупым. Мировой спорт из-за всех допинговых скандалов и без того не в лучшем положении, о чем в том числе говорит низкая посещаемость и падение телерейтингов на Играх. Но с Паралимпиадой все еще хуже – билеты практически не продаются, а у многих национальных паралимпийских комитетов из-за этого банально нет денег на участие! Понятно, что исключение России, одного из лидеров Паралимпийского движения, – мягко говоря, не лучший способ повысить интерес к соревнованиям и обеспечить кассу.

Хотя повод в очередной раз отметить бессилие в судах наших спортивных властей, к сожалению, есть. Россияне накануне Игр немало побеждали в CAS, но все это были индивидуальные победы, когда иски подавали конкретные спортсмены. А вот как только заходит речь о коллективной ответственности, то получается плохо – что с легкой атлетикой, что с тяжелой, что с паралимпийцами. Наши чиновники гремят громкими словами об атаке на Россию, о несправедливости и предвзятости, но четких аргументов и опровержений с фактами мы от них не слышим. Если так же ведут себя и нанятые ими юристы, то удивляться этим судебным поражениям не приходится.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (5774) от 26.08.2016.


Комментарии