Опровержение как признание

Не утихает скандал вокруг применения допинга в российской легкой атлетике, начавшийся с сенсационного фильма на немецком канале ARD. Вовсю идет расследование Всемирного антидопингового агентства (WADA) и Международной федерации легкой атлетики (IAAF), российская сторона ограничивается тем, что называет фильм провокацией и грозит судебными исками.

Опровержение как признание |

«В результате даже беглого просмотра фильма сразу возникают обоснованные сомнения в достоверности смонтированных в нем материалов. В фильме звучат показания пяти человек, к высказываниям которых вряд ли можно относиться с доверием, поскольку каждый из них уличен в употреблении допинга и каждый из них имеет собственные поводы испытывать личную неприязнь к другим спортсменам, тренерам, сотрудникам ВФЛА и РУСАДА. Всероссийская федерация легкой атлетики расценивает выход в эфир данного фильма исключительно как грубо спланированную попытку очернить российскую легкую атлетику и весь российский спорт в целом», – так отреагировала на фильм Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА).

Реакция, надо сказать, недальновидная. Ведь что, по идее, должно в первую очередь сделать в такой ситуации ни в чем не запятнанное руководство федерации? В первую очередь пообещать провести расследование и разобраться в фактах. Как можно опровергать обвинения, предварительно не проверив факты? Исходя из этой логики немедленное опровержение является, как ни парадоксально, своеобразным признанием вины. Тем более с учетом далеко не лучшей допинговой репутации и нашей легкой атлетики, и нашего спорта в целом.

Министр спорта Виталий Мутко, кстати, отреагировал куда более разумно. «Заявления, сделанные спортсменами-легкоатлетами немецкому телеканалу, бесспорно, серьезные и не могут остаться без внимания с нашей стороны, – признает он в письме президенту WADA, вице-президенту МОК Крэйгу Риди. – В отношении всех тренеров и специалистов, фамилии которых озвучены в фильме, мы проведем тщательное расследование. И в случае, если представленные обвинения действительно имели место быть, откроем дела. Однако частные случаи не

должны бросать тень на всю систему спорта и ставить под сомнение реализуемую государством и национальной антидопинговой организацией антидопинговую политику. Продемонстрированный фильм зародил подозрения в чистоте российского спорта. С целью снять эти подозрения мы готовы принять независимых антидопинговых наблюдателей WADA и оказать полное содействие в расследовании, проводимом WADA в связи с информацией, представленной в фильме».

В общем, Мутко понимает – с такими вещами не шутят, тем более что и политическая ситуация не располагает к надуванию щек. Искать врагов и говорить о «попытках очернить» наш спорт тем более глупо. Очевидно же, что пострадал имидж не только российского спорта, но и всей легкой атлетики, и конкретных чиновников IAAF, в чей адрес тоже хватает обвинений. Так, уже ушел в отставку директор медицинского и антидопингового департамента IAAF Габриэль Долле. Его имя, в частности, упоминалось в документах, предоставленных комиссии по этике IAAF трехкратной победительницей Чикагского марафона Лилией Шобуховой.

Между тем расследование продолжается. Пока создателю и героям фильма грозят судебными исками, они говорят о новых порциях информации. «Все, что говорит президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев, это ложь. ВФЛА хочет подать на нас в суд. Но у нас есть доказательства. Намного больше, чем показало немецкое телевидение. Невозможно было показать все материалы в течение 60 минут», – говорит бегунья Юлия Степанова, в девичестве Русинова. Именно она, а также ее муж, бывший сотрудник Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Виталий Степанов стали главными рассказчиками в фильме.

Что ж, качество собранных доказательств оценит только суд, но представленные в фильме факты очень похожи на правду. О повсеместном применении допинга в различных видах спорта много говорят и у нас – только вот не на камеру. Что до укрывательства нарушителей с помощью

РУСАДА, то на сей счет есть очень простое соображение. Если внимательно изучить список россиян, попавшихся на допинге, то налицо четкая закономерность: РУСАДА ловит довольно много нарушителей, но в их числе практически нет известных спортсменов, показывающих высокие результаты, – таких ловят только иностранцы. Выводы делайте сами. В том числе и о том, стоит ли отдавать ребенка в легкую атлетику. И тем более в тяжелую, как и в велоспорт, лыжи и биатлон. В конце концов есть же и чистые виды – футбол, баскетбол, теннис, фигурное катание. Ну и шахматы, конечно, тоже.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.


Комментарии