На  льду кайфуют  единицы

Последние три сезона Сергей ЯРОВОЙ возглавляет петербургскую команду МХЛ «СКА - Серебряные львы», до этого работал во многих детско-юношеских спортшколах города и отлично представляет, что они собой представляют. Своими мыслями на сей счет наставник делится с нашим корреспондентом

На  льду кайфуют  единицы | Иллюстрация Volkova-Innae/shutterstock.com

Иллюстрация Volkova-Innae/shutterstock.com

Мешает стремление побеждать

- Сергей Александрович, часто приходится слышать фразу «Питерский хоккей - это болото, из которого, если хочешь построить нормальную карьеру, надо поскорее выбираться». Вы того же мнения?

- Я не готов согласиться с такой формулировкой. За последние лет пять ситуация сильно изменилась. Школы стали хорошо работать, дворцы строятся, в чемпионате города борьба интересная. Сейчас Петербург, скорее, один из главных хоккейных городов России. Осталось только научиться доводить ребят до профессионального уровня...

- Что мешает?

- Может, парадоксальную вещь скажу, но стремление побеждать.

- Действительно странно...

- Объясняю. Перед детскими тренерами, как правило, ставят определенную турнирную задачу. Чтобы ее достичь, они нередко вынуждены действовать в два звена. Остальные сидят, потому что не тянут. А среди тех, кто остался на лавке, возможно, есть мальчишка, которого не разглядели, и иначе, как через игру, он не раскроется. Но играть ему не дают, потому как не верят...

- Замкнутый круг.

- Вот-вот. А будь больше лиг, такие ребята могли бы получать шанс там. Согласитесь: лучше играть во второй лиге, чем сидеть в первой. Покажешь себя - вернешься наверх. У нас вот Василия Глотова после двух лет в «Серебряных львах» задрафтовал «Баффало», а парня поначалу тоже бесперспективным считали. В Москве, где за «Северную звезду» выступал, забраковали - хиленьким назвали. А мы в «Серебряных львах» присмотрелись - есть катание, игровое мышление и огромное желание. Стали доверять, и Василий попер.

- Павла Дацюка в свое время тоже чуть ли не калекой называли. Не разгляди в нем Владимир Крикунов изюминку, мог бы уже давно завершить карьеру...

- Неспроста же говорят: «Игрок должен найти своего тренера и свою команду». Сопутствующих факторов в хоккее немало. Вот в конце 1990-х появился перспективный форвард Максим Балмочных, его новым Буре называли. Огромные надежды парень подавал, и, видимо, сам сильно в это поверил, в 19 лет уехал в Северную Америку. Но сначала в НХЛ с тренером не сошелся, потом на него напали с ножом, и карьера пошла по наклонной.

- Сейчас 38-летний Балмочных в чемпионате Липецкой области за сборную УВД играет.

- Примеров счастливого или несчастного стечения обстоятельств хватает. Кто-то с тренером не сошелся и «присел», другой, наоборот, - получил от него шанс и попер. Но и фактор труда никто не отменял. Даже не обладая особым талантом, через работу многого можно достичь.

Родители снимают тренеров

- Такое понятие, как «хоккейный» или «нехоккейный регион», справедливо?

- Разумеется. Уровень подготовки в регионах разный. В Челябинске и Ярославле он, например, один из лучших по стране.

- А если, допустим, перевести челябинских специалистов в Петербург, взойдут здесь невские макаровы и кузнецовы?

- Не факт. В регионах вроде Челябинска или Кирово-Чепецка вариантов построения жизненного пути немного в принципе: либо хоккей, либо условный завод. На завод немногие хотят, и это дополнительный фактор вкладывать душу в лед и клюшку. Тем самым поднимается уровень первенства регионов, а с ним и уровень хоккея в регионе. А Петербург - яркий город, много красок, отвлекающих огней. Хотя, кстати, минувший финал среди игроков 1999 г. р. выиграл Питер. Но вот набор в одну челябинскую школу может составлять восемьсот человек, в то время как в Петербурге от силы человек 80 наберутся...

- Тренировать в провинциальном городе тоже попроще?

- Там можно взять возраст, вести его и через десять лет выпустить. Если команда перестанет выигрывать, никто тебя дергать не станет. Раньше по крайней мере не было, чтобы родители снимали тренеров.

- А в столицах бывает?

- Еще как! Не понравился тренер - сбор подписей и бумага руководству клуба с требованием его убрать. Может быть, кстати, поэтому из небольших городков выходит больше хороших хоккеистов. Там и дети другие, и работа спокойнее.

- Кто в Петербурге отдает своих детей в хоккей?

- В первую очередь те, кто имеет финансовую возможность содержать юного хоккеиста. Не секрет, что хоккей - очень дорогой вид спорта.

- Я как-то подсчитал: одеть юного вратаря во все новое и хорошее тысяч в 120 - 150 обойдется.

- Вот-вот. Поэтому немало родителей бэушные комплекты покупают, и здесь нет ничего зазорного. Мы в свое время форму подлатаем, подгладим - и вперед. Есть школы, где предоставляют форму и инвентарь, но это скромные бренды. А родители часто хотят ребенку лучшее и покупают все сами. Были, например, кадры, утверждавшие: «Клюшкой за восемь тысяч мой ребенок не может играть, ему нужна за шестнадцать». «Ну-ну, - думаешь про себя. - Он у тебя что с восемью не забрасывает, что с шестнадцатью не попадет». Сейчас диапазон цен и брендов очень большой. Приемлемый вариант при желании найти можно.

- Работа детским тренером много нервов выкачивает?

- Нервотрепка, повторюсь, вместе с гонкой за результатом начинается. От тебя требуют конкретного места, а ты понимаешь, что с имеющимся составом его не достигнешь. Пытаешься что-то поменять, тасуешь тройки, пятерки...

- Еще родители лезут под руку...

- Благо меня эта участь обошла - старался особо с ними не общаться. Только на родительских собраниях в конце и начале сезона. Нет, попадались, конечно, те, кто учил, как тренировать - немалая часть родителей себя тренерами мнит.

- Как реагировали?

- «Конечно, - говорил, - я с вами не спорю. Считаете меня плохим тренером - забирайте ребенка. Хоккейных школ в городе немало».

- Забирали?

- Нет. Тут же успокаивались: «Мы никуда не пойдем». В «Серебряных львах» очень хороший тренировочный процесс. Ради тренеров многие специально через весь город к нам едут. Даже несмотря на то что тренировки сейчас начинаются в шесть-семь утра.

- Дети не засыпают на тренировках?

- Если парню хоккей в радость - он встанет, приедет и будет с радостью работать. Но проблема недосыпания не исчезнет. Петербург город большой: доехать до катка - час времени. Кто далеко живет, часа в четыре утра встает. Ребенку, как, впрочем, и взрослому, такой график, мягко говоря, не полезен. Да и ложиться спать в семь-восемь вечера пацанам тоже неинтересно. Помимо хоккея и учебы у них еще какая-то жизнь должна быть.

- Иначе есть риск, что со временем от хоккея начнется изжога.

- Безусловно. Взрослым тоже непросто в таком ритме существовать. Но надо чем-то жертвовать. Хотя кто-то не выдерживает, уходит. Нехватка льда - давняя проблема Петербурга. Наш клуб пытается что-то изменить, договаривается с арендодателями, но нас не всегда слышат. Сейчас, правда, пошли разговоры, что «Серебряным львам» предоставят каток в Невском районе - на пересечении улиц Бабушкина и Дудко.

- То есть из Приморского района школу придется перевозить в Невский?

- Да. По пути, думаю, мы многих ребят растеряем. Обидно, но вариантов немного. Каток уже сдали, и, надеюсь, с его появлением нашим детям в следующем сезоне не придется подниматься ни свет ни заря.

Мы цеплялись за любой шанс

- С какого возраста можно отличить толкового хоккеиста от деревянного?

- Если парень игровик - видно сразу. Дальше многое от его физического развития зависит. Бывают очень техничные, но маленькие. А ведь через пару лет мальчишки могут вымахать. В хоккее все настолько относительно. Есть примеры, когда ребятам в 15 - 18 лет выносили приговор: «Уходите из хоккея, из вас ничего не выйдет». А они в 20 - 21 год доходили до российской суперлиги. Более того - в сборную попадали.

- Это вы о ком?

- Андрей Башкиров, например, - помните?

- Конечно. Его «Монреаль» драфтовал, где он, впрочем, не закрепился. Но потом много лет в Швейцарии выступал.

- Мы с ним в «Ермаке» начинали. Потом вместе служили в армии. Причем если я год, то он все два оттарабанил. И вернулся в хоккей! Или вот другой пример - Александр Скугарев.

- На ЧМ-2004 у Виктора Тихонова в одной тройке с Ильей Ковальчуком выходил...

- А ведь поначалу в него никто не верил. «Каланча длинная», - говорили. Хорошо тренер оставил в команде. Запросто могли выгнать. Сашка только в двадцать лет стал нормально играть. До этого постоянно лавку полировал - длинный, худой, мышц нет...

- За счет чего преобразился?

- Его спустили во вторую группу, там он получил больше игровой практики и стал потихоньку подниматься. В 21 год Скугарева забрали в Хабаровск, и пошло-поехало: «Локомотив», «Лада», «Динамо», ЦСКА. Человек - двукратный чемпион страны! В то время мы не мыслили себя вне игры, жили хоккеем, поэтому цеплялись за любой шанс.

- Нынешнее молодое поколение иначе устроено?

- Кайфуют на льду единицы. А без кайфа в детском и юношеском хоккее делать нечего. Не нравится - ори-кричи, он играть не будет. А наорешь - руки совсем онемеют.

- Орут в основном родители?

- Тренеры тоже срываются. Но это все тот же результат довлеет. А некоторые родители действительно нечто... Ладно нам советы дают. Они детей накачивают так, что те пошевелиться боятся.

- Часто таких видел: смешно за ними наблюдать, если бы не было так грустно...

- До тренировки и после постоянно что-то вдалбливают пацанам, во время занятий кричат. Иногда смотришь со стороны, думаешь: «Бедные дети...».

- Ваш сын тоже хоккеист. И, скорее всего, вы ему эту судьбу выбрали.

- На коньки, разумеется, я его ставил. При этом никогда не давил: «Ты должен», «Ты обязан», «Давай, давай».

- Тренер «Авангарда» Андрей Скабелка рассказывал, что переусердствовал с воспитанием в сыне хоккеиста. «Когда у других тренировка заканчивалась, - вспоминал он, - у Алексея она продолжалась дома».

- Мы дома о хоккее почти не говорим. Оставляем его в раздевалке вместе со всеми. Виталий знает свои сильные и слабые стороны. Сам ходит на дополнительные тренировки, я его не гоняю. Нравится - пусть играет. Не нравится - может заканчивать. Не упрекну.

- Нынешнее поколение хоккей, по-моему, не так любит, как это было прежде...

- Меня больше всего удивляет, что единицы следят за матчами. Помню, был момент - большинство у нас не шло. А тут сборная на каком-то турнире три шайбы в четырех попытках забросила. Наутро спрашиваю: «Видели, как они реализовывали?». Мотают головой. Потом в Интернете они, конечно, нашли нарезку. «О, классно! - говорят. - Надо попробовать». Но фанатичности у нынешней молодежи в целом немного. Главное их развлечение - эти смартфоны и планшеты. Ладно бы видео заброшенных шайб или финтов смотрели. Сидят, всякую чушь в соцсетях строчат. Коньки не успевают снять - телефон в руках.

- Штрафуете?

- Одно время штрафовали.

- И почем нынче связь в раздевалке?

- Ну мы не только деньгами. Есть другие методы. Лишние круги, например, пробежать на тренировке или отжаться дополнительно.

#хоккей #спортшколы #Яровой

Комментарии