«Ленинградки» сыграют за Питер

Победой женской сборной России завершилось в Голландии в первых числах октября европейское первенство, а на прошлой неделе стартовал чемпионат России. Петербург в суперлиге представляет команда «Ленинградка». С ее главным тренером и фактическим хозяином Александром КАШИНЫМ беседует наш корреспондент.

«Ленинградки» сыграют за Питер | ФОТО kstudija/shutterstock.com

ФОТО kstudija/shutterstock.com

– Александр Леонидович, почему у вашей команды такое ностальгическое название?

– Ленинград – это город, в котором я родился. Когда было голосование по поводу переименования города, мнения у нас в семье, помню, разделились. Отец голосовал за Ленинград, я с мамой – за Петербург. К сожалению, мы, жители города, так и не вернули дореволюционный Петербург, о котором мечтали, но не сохранили и замечательный Ленинград. Так что название «Ленинградка» в честь города, пережившего блокаду, его жителей, проявивших невероятные стойкость и мужество. Мне бы хотелось, чтобы команда играла так, как поется в песне «Им было всего лишь 13, но были они ленинградцы!». Так что для меня важно, чтобы в «Ленинградке» играли волейболистки, понимающие, в чем особенность нашего города.


– А почему именно волейбол?

– Я человек спорта, до 13 лет играл в волейбол, получил звание кандидата в мастера спорта. Потом занимался боксом, стал мастером спорта, мог поехать на чемпионат Европы среди молодежи, но в последний момент меня «отцепили» из-за проблем с сердцем. Так что к тридцати годам вернулся в волейбол, играл на первенство города, стал чемпионом Петербурга. Мне всегда хотелось быть поближе к спорту, это лучшее, что есть в жизни, и как только такая возможность появилась, я ее реализовал. Вы теперь, наверное, еще спросите, почему женский волейбол, а не мужской? Тут два аспекта: моя сильная сторона – я разбираюсь в психологии, а она крайне важна у женщин. Сама игра у них более комбинационная, ну и, наконец, на женский волейбол требуется не так много средств, как на мужской.


– Не обидно ли, что при всех ваших стараниях женский волейбол в Петербурге не так уж всем интересен?

– В Омске, Казани спорт развивается по полной программе, там собирается много зрителей на трибунах новых дворцов спорта. Но все потому, что у них нет «Зенита». У нас же он убил весь другой спорт. Не поймите меня неправильно, я давний болельщик «Зенита», Саша Кержаков мой любимый спортсмен, однако недопустимо одним клубом убивать весь другой спорт. Со СКА другая история, они делают праздник на трибунах, я могу понять отдачу для города, они молодцы. А то, что происходит в «Зените», меня печалит. Раньше за команду, даже если она проигрывала, хотелось болеть, а сейчас она мне неинтересна.


– Если бы не «Зенит», перспективы других видов спорта в нашем городе были бы шире?

– Конечно, тогда городским властям нужно было бы смотреть и на другие виды. Например, сейчас спорткомитет помогает нам в меру своих возможностей, и мы благодарны за это, но все, что получаем, – только 10 – 15 процентов нашего бюджета. В других городах волейбольным клубам дарят дворцы спорта, у нас такого нет. Давайте говорить честно: не был бы я таким «больным», женский волейбол у нас давно бы умер. Сейчас очень рассчитываю, что мне удастся запустить спорткомплекс и школу, это будет залогом того, что и после меня женский волейбол в Петербурге сохранится.


– Кем вы себя больше ощущаете – волейбольным тренером или бизнесменом?

– К сожалению, приходится очень много заниматься бизнесом, такие уж сейчас времена. Но надеюсь, что в следующем сезоне смогу больше сосредоточиться на спорте, когда же работаешь по 16 – 17 часов в день, сделать это трудно. Думаю, при моей обычной нагрузке большинство тренеров, занимающихся только волейболом, через неделю повесились бы.


– А профессиональные тренеры не воспринимают вас как «человека со стороны»?

– Поначалу так и было, да и сейчас многим трудно смириться с тем, что человек, занимающийся в обычной жизни бизнесом, еще и обыгрывает их. Но я отношусь к этому спокойно, да и девочки уровня Ольги Ефимовой и Юлии Кутюковой не поехали бы в Петербург, если бы не знали, с кем им предстоит работать. Ко мне же едут любые игроки, включая иностранок, потому что все знают, какое отношение будет к ним и что все условия по контракту будут выполнены. С зарубежными игроками я могу общаться напрямую, используя итальянский и английский языки, а для игроков это очень важно.


– Почему перед этим сезоном так существенно изменился состав?

– Давайте начнем с легионеров. Симона Риниери очень хороший игрок, но уже стал сказываться ее возраст, ей скоро исполнится 38 лет. Что касается кубинки Ребекки Сантос, то ее я брал как «кота в мешке», она ведь долго не играла и не соответствовала необходимому уровню. Приходила она как доигровщица, а оказалась совершенно без приема. Травмы коленей «добили» Эляну Мерлину, за жизнь она перенесла семь операций. Мерлина очень мужественный человек, другие с такими травмами ходить не могут, а она играла. Мария Купчинская прошла со мной весь путь с самого начала. Я даже сейчас ощущаю какую-то нехватку без нее в команде. Она обладала талантом невероятного масштаба, игроков ее уровня я видел очень мало. К сожалению, тем, кому многое дано, не всегда удается заставлять себя работать так, как нужно.


– Традиционной проблемой «Ленинградки» была игра на приеме, какова ситуация сейчас?

– Сказывается работа Андрея Толочко, который в нашей команде отвечает за прием. Он не волшебник, чтобы научить игрока за месяц. Но за год он сумел значительно подтянуть игру в этом элементе Марии Кашиной. На сборах три человека принимали с процентом выше пятидесяти – это новички Юлия Кутюкова и Екатерина Третьякова, а также Кашина, чуть уступала им Елена Ткачева, но здесь дело, скорее, в психологии, она умеет действовать в прием и к старту чемпионата подтянется.


– Вы подписали хорватскую диагональную Саню Попович, что может дать ее приход?

– Очень сильный игрок. И она говорит по-русски, что тоже несомненный плюс. А еще ее присутствие может помочь раскрыться Екатерине Петровой, талантливой девочке из нашего города. Она видит площадку, как мужчина, но только с приходом Попович стала работать, как взрослый человек. Думаю, Катя могла бы уже сейчас играть на уровне игроков сборной России.


– Почему занята только одна позиция легионера?

– Попович будет единственной иностранкой. Просто не можем позволить себе кого-то еще. Нам предлагали взять Присциллу Риверу, опытную и очень сильную 30-летнюю доигровщицу из Доминиканской Республики. Это было бы очень хорошо, но, повторюсь, нет возможности. У нас и так вырос бюджет, а я привык отвечать за свои обязательства и не имею права брать игрока, чтобы потом не выполнять условия контракта.


– А сравнить бюджет вашего волейбольного клуба с тем, что имеют команды первой пятерки, можете?

– Он меньше раза в четыре. Я понимаю, что если добавить еще двух человек, то мы могли бы бороться за медали, но возможности нет. Я и так трачу на «Ленинградку» все, что у меня есть, и даже больше.


КСТАТИ

Первый матч в новом чемпионате «Ленинградка» проводила в гостях против команды «Заречье-Одинцово» (Московская область) и уступила со счетом 1:3 (17:25, 26:24, 22:25, 20:25). Завтра в 19.00 в Академии волейбола Платонова у петербурженок первая домашняя игра, соперник – бронзовый призер предыдущего первенства краснодарское «Динамо».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6568) от 19.10.2015.


Комментарии