Куда плывет «Зенит»?

Футбольный «Зенит» переживает полосу неудач. Домашнее поражение от «Терека» стало четвертым в шести последних играх. Питерцы глупейшим образом вылетели из Кубка страны, попали в трудную ситуацию в Лиге чемпионов, а теперь проиграли первый матч и в чемпионате страны. Что же это — временные трудности или начало нового серьезного кризиса?

Куда плывет «Зенит»? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Нынешняя картина на самом деле уже стала привычной. И в предыдущие два сезона, еще при Лучано Спаллетти, «Зенит» стартовал на ура, громил всех в июле-августе, однако осенью начинал буксовать. Правда, два года назад спад случился пораньше, в сентябре-октябре, а в прошлом году чуть позже, но сути это не меняет. Ясно, что команда элементарно теряет свежесть, отсюда и слабая игра.

Хотя при Спаллетти на первом плане были все же другие проблемы — психологические. В 2012 году обвал начался после поздней и страшно дорогой покупки Халка и Витселя. Новички долго не могли адаптироваться, ветераны их не принимали, командное единство начисто пропало, а выплеснувшиеся наружу конфликты еще больше усугубляли ситуацию.

В сезоне-2013/14 вышло иначе. Казалось, с появлением новых лиц (Юрий Лодыгин, Олег Шатов, Игорь Смольников) обстановка наладилась, снова пошли победы. Но мир оказался непрочен и был разрушен Халком — три подряд не реализованных им пенальти (при этом в двух случаях бить должны были другие футболисты) снова ввергли коллектив в пучину конфликтов. Главным виновником являлся, конечно, не столько бразилец, сколько Спаллетти, безучастно наблюдавший за нарушением командной дисциплины. Фактически именно тогда синьор Лучано подписал себе приговор.

Сейчас Халк тоже не забил одиннадцатиметровый в игре с «Тереком», однако на этом совпадения кончаются. Обстановка при Андре Виллаш-Боаше куда более спокойная, чем в последние годы правления Спаллетти. Оно и понятно: новый тренер еще не успел устать от подопечных, а те от него. Проблема Халка (правда, лишь отчасти, рецидивы еще остаются) тоже решена — бразилец гораздо меньше тянет одеяло на себя, да и мяч получает реже, зато действует заметно эффективнее, что видно прежде всего по статистике голевых передач. Да и в целом игра у команды сейчас никак не хуже, чем при Спаллетти, хотя разочарованным последними неудачами болельщикам так не кажется. Атака нынешнего «Зенита», на мой взгляд, выглядит довольно гармоничной — если при Спаллетти у питерцев лучше получалась быстрая игра на встречных курсах, то сейчас относительно эффективны все варианты: и контратаки, и комбинационное наступление с перепасовкой, и силовое давление с подачами в штрафную соперника, особенно когда на острие выходит Саломон Рондон. Больше порядка стало и в центре обороны, по крайней мере когда там играют Эсекиэль Гарай с Николасом Ломбертсом.

И тем не менее питерцы сейчас проигрывают. Есть тому, конечно, и частные причины. В домашней игре с «Байером» заметно подвела плохая реализация голевых моментов, в кубковой встрече с «Арсеналом» игроки слишком рано расслабились, да и состав тогда был далеко не основной, в матче с «Тереком» сказалась усталость после матча Лиги чемпионов, потеря Гарая и нереализованный пенальти. Ну а ругать за поражение в Леверкузене тоже трудно — все-таки «Байер» сейчас довольно силен.

Тут ведь есть еще такой нюанс: нервная реакция на неудачи «Зенита» объясняется и нашими завышенными ожиданиями. Объективно говоря, состав у питерцев не такой уж звездный и вряд ли намного сильнее, чем у ЦСКА или «Динамо». Игроки хорошие, добротные, но гениев среди них нет. Если кто-то и считал того же Халка звездой мирового уровня, то последний мундиаль эти иллюзии окончательно развеял. А потому нет ничего такого уж удивительного, что наряду с трудными победами над «Локо», «Динамо» и ЦСКА питерцы играют вничью со «Спартаком», «Краснодаром» и проигрывают крепкому «Тереку». Кивать на разницу в бюджетах и зарплатах особого смысла нет — деньги в футбол не играют, да и не настолько уж сильно «Зенит» превосходит по финансовым возможностям конкурентов.

Однако помимо частных причин в неудачах есть и закономерности. Налицо очевидный функциональный спад, команда не катастрофически, но заметно подсела. Ничего удивительного — даже в Европе двойную нагрузку без проблем выдерживают лишь несколько суперклубов вроде «Баварии» и «Реала» с их многослойной скамейкой запасных. Тот же «Байер» не очень удачно играет в чемпионате Германии, а дортмундская «Боруссия» и вовсе поражает: в Лиге чемпионов одни победы и досрочное первое место в группе, а в бундеслиге вереница поражений и место в хвосте таблицы.

Российским клубам в этом плане еще труднее — дальние перелеты, тяжелые поля и непростой климат создают дополнительную нагрузку. Не забудем и о четырех встречах отбора Лиги чемпионов. Так что провести на одном уровне все без исключения матчи было нереально изначально, какие-то провалы неизбежны.

Другой вопрос — какие и когда. Здесь к Виллаш-Боашу много вопросов. Так ли уж надо громить «Торпедо» и «Ростов», но проиграть «Байеру»? Может быть, следовало, как «Боруссия», пожертвовать одной-двумя играми чемпионата, где все еще можно будет наверстать, ради скоротечного европейского турнира?

Да и не факт, что речь шла о жертве — скорее о более серьезной ротации, проводить которую глубина состава все-таки позволяет. Андрей Аршавин, Анатолий Тимощук, Александр Рязанцев, Павел Могилевец, Милан Родич — все они могли бы иметь куда больше игрового времени, тем более что своими нынешними минутами распоряжаются вполне достойно. Играли бы они побольше — нагрузка на лидеров была бы не столь непосильной. Глядишь, и нынешний спад оказался бы куда менее болезненным.

Очень большие вопросы к тренеру и по заменам по ходу конкретных игр, причем как раз таки игр важных, решающих. В гостевой встрече с «Байером» в «рабочее» для замен время, то есть за полчаса до конца, вышел только Олег Шатов. Питерцы «горели» 0:2, атака не работала, но Кержаков появился лишь за десять минут до финального свистка, Аршавин же и вовсе остался на скамейке. Между тем как раз опытные Аршавин с Кержаковым, которых не всегда хватает на весь матч, — идеальные «джокеры», способные реально усилить игру.

Еще хуже было в домашней встрече с тем же «Байером». Долгое время игра давалась, разве что реализация хромала, но после перерыва во многом благодаря двум заменам немцы перехватили инициативу. Как отреагировал Виллаш-Боаш? Да никак. Первые коррективы в игру он внес лишь после двух пропущенных мячей, да и то совсем не сразу. Времени спастись уже толком не было.

С «Тереком» первые замены случились пораньше, только вот уже при счете 0:3 — тоже, мягко говоря, запоздало. Заслуживает тренер критики даже за выигранный матч с ЦСКА — в основное время игру освежил лишь Олег Шатов за четверть часа до конца. Между тем армейцы во втором тайме перехватили инициативу, имели несколько отличных моментов, и во многом лишь везение позволило питерцам выиграть тот исключительно важный матч. Но везение на то и везение, что случается редко.

Разумеется, вопросы о поздних заменах задаются и на послематчевых пресс-конференциях. Виллаш-Боаш реагирует нервно: «Если журналист станет тренером, он сможет все делать вовремя». Ответ в стиле дворовых разборок «а ты кто такой?» несправедлив еще и потому, что задавший вопрос журналист просто делал свою работу. У нас ведь профессия такая: критиковать и задавать вопросы, в том числе и неприятные. И даже лучше, если неприятные.

Вообще некоторые слова португальского тренера нынешней осенью производят странное впечатление. Так, после матчей со «Спартаком» и «Краснодаром» он обрушился на арбитров. Понятно, ошибки в тех встречах случались, но в целом-то судейство было нормальным, ничего похожего на судейский произвол в игре «Уфа» — ЦСКА. В играх «Зенита» были обычные, рабочие ошибки, ничего особенного, и тренеру на них так реагировать явно не стоило.

Быть может, Виллаш-Боаш берет пример со своего знаменитого соотечественника Жозе Моуриньо, великого мастера скандалов и провокаций? Если так, то делает он это неудачно. Моуриньо-то одновременно сохраняет уверенность и контроль над ситуацией, стараясь вывести из себя соперников и конкурентов, а заодно снимая напряжение с подопечных. Виллаш-Боаш, наоборот, демонстрирует свои слабости и вселяет неуверенность в свой еще не слишком сплоченный коллектив.

Думается, причина проста — португалец не силен ментально, что проявилось еще во время его работы в Англии с «Челси» и «Тоттенхэмом». Работать в условиях давления ему тяжело, неудачи он переносит с трудом. А в этом году после рекордной победной серии, приведшей к естественному самоуспокоению, опускаться на грешную землю и держать удар оказалось еще сложнее. Тренер слегка поплыл — пусть пока еще незаметно, но поплыл. И это, конечно, самое тревожное в нынешней, в общем-то нормальной, полосе неудач.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5338) от 12.11.2014.


Комментарии