Красота спасет го

В петербургском отеле «Парк Крестовский» прошел XVIII Всероссийский го-конгресс, включивший в себя командный чемпионат России, блиц-турнир и Открытый кубок России, в котором приняла участие целая группа игроков из Японии, прибывших к нам по программе молодежного обмена.

Красота спасет го |  Мастер го должен быть настоящим стратегом.<br>ФОТО Михаила КРЫЛОВА

Мастер го должен быть настоящим стратегом.
ФОТО Михаила КРЫЛОВА

Важность таких визитов трудно переоценить. Ведь Япония наряду с Китаем и Кореей – лидер в мировом го. В России эта древняя игра в последние годы тоже серьезно развивается, мы уже вышли на первые позиции в Европе, но до ведущих азиатских стран, имеющих богатейшие традиции, нашим мастерам по-прежнему далеко.

Что поделаешь, у них традиции этой игры насчитывают несколько тысяч лет, а у нас – несколько десятилетий. Первая секция го возникла в 1965 году в Ленинграде (играли сначала в павильоне на Елагином острове, затем в ДК Ленсовета), а первый Кубок РСФСР прошел только в 1985 году. Понятно, что уровень игры был далек от лучших японских образцов.

При всей простоте правил (знай себе ставь камни на свободные места, лишь бы захватить побольше территории и чужих камней) на самом деле го можно назвать, пожалуй, самой сложной из интеллектуальных игр в плане стратегии. Огромное поле (19 на 19) и практически безграничный выбор продолжений делают ее намного богаче шахмат, которым давно грозит компьютерная смерть. При этом развитие игры на высшем уровне идет постоянно, теоретических разработок не меньше, чем в шахматах, и догнать лидеров крайне сложно.

В последнее время, однако, во многом благодаря Интернету разница потихоньку сокращается, в чем убедились и японские игроки. Лучший из них Фукусима Хидэтака финишировал четвертым, его соотечественники Кигути Рику и Кэбукава Сатору заняли пятое и шестое места, а худший из гостей и вовсе расположился в конце восьмого десятка. Правда, все это были не профессионалы, а любители, но весьма сильные – победители школьных и студенческих чемпионатов Японии разных лет, обладатели одного из старейших го-титулов – Кубка Хонъинбо (правда, среди студентов).

Возглавлял же делегацию самый настоящий профессионал, имеющий второй про-дан, Комацу Даики. В турнире он участия не принимал, зато постоянно общался, охотно играл обучающие партии со всеми желающими и раздавал автографы. В товарищеских играх, впрочем, он тоже попробовал свои силы и тоже не сумел доказать превосходства над лидерами российского го, казанцами Ильей Шикшиным и Александром Динерштейном. Вежливый и приветливый Комацу-сан даже посетовал на неудачи во время церемонии закрытия:

– К сожалению, у японских игроков не было очень хороших результатов, зато мы хорошо общались. Мы вернемся домой с прекрасными воспоминаниями.

Воспоминания и правда замечательные, ведь одним го визит не исчерпывался. Японцы провели три прекрасных дня в Москве, а затем наслаждались и красотами Петербурга. Успели съездить в Петергоф, прокатиться по рекам и каналам, просто побродить по городу. Да и с местом проживания повезло: отель «Парк Крестовский» расположен в одной из лучших зеленых зон города, а в Стране восходящего солнца красота ценится, пожалуй, больше, чем где-то еще.

Стремление к красивым формам находит отражение даже в игре – японские го-мастера порой готовы ради красоты жертвовать эффективностью.

– Да, японские игроки больше ценят красивую игру, красивое построение фигур, – говорит Комацу-сан. – Русские же играют очень уверенно, смело, агрессивно, ничего и никого не боятся. Это их сильная сторона, но иногда она превращается и в слабость. Я часто видел, что русские слишком увлекаются, только атакуют, уже практически не думая. С другой стороны, мы, японцы, порой играем слишком скромно.

Скромность, конечно, тоже характерная для Японии национальная черта. Вот и своих игроков Комацу-сан не превозносит до небес:

– Это хорошие, сильные игроки, но вряд ли кто-то из них станет профессионалом. Здесь многое зависит не только от мастерства и таланта, но и от желания. Путь го-профессионала – трудный путь. Что до россиян, то я бы отметил Степана Попова – он играет очень сильно, выделялся бы на фоне своих сверстников даже в Японии. И еще Антон Черных, у него тоже хорошее будущее.

Любопытно, что отмечает Комацу-сан вовсе не лидеров нынешнего российского го. Степан Попов из Казани занял в Открытом кубке России 12-е место, москвич Антон Черных финишировал 24-м. Обоим еще расти и расти, но и времени у 13 – 14-летних подростков еще хватает. Тем более что четкого возраста расцвета, как в теннисе или футболе, здесь нет. Успехов добиваются и в 20, и в 30, и в 40.

В этой игре вообще многое непривычно для европейца. Так, например, Комацу-сан так и не смог ответить на вопрос, какое место он занимает в мировой иерархии – никакого общепринятого рейтинга, как в шахматах, здесь нет. Сам Комацу лучшим игроком мира считает Пак Чон Хена из Кореи, но все это условно. Вероятно, это часть восточной культуры – появление четкого рейтинга мешало бы уважению и почтению к большим мастерам, когда кто-то из них переживал бы игровой спад, теряя в рейтинге.

В России же рейтинг-система существует. Наверху казанец Илья Шикшин, весной получивший статус профессионала (1 про-дан). Для европейца достижение серьезное, в Старом Свете подобным статусом обладают пока всего четыре игрока. В мире же это не бог весть что – самая низкая ступень среди профессиональных го-мастеров, а всего профессионалов насчитывается порядка двух тысяч. Впрочем, европейская профессиональная система существует всего два года, и со временем игроков с про-статусом будет становиться все больше и больше.

Шикшин и выиграл Кубок России, а вот в блице уступил первую строчку своему главному сопернику и земляку Александру Динерштейну. В командном турнире они добывали «золото» уже вместе. Ну а сильнейший петербуржец Дмитрий Сурин оказался насквозь «бронзовым» – третье место в блице, третье в Кубке страны и третье в командном турнире. При этом нынешнее лидерство Казани проявляется лишь на верхних этажах турнирной таблицы – по массовости впереди Москва и Петербург, причем наш город, колыбель советского го, и сейчас столице не уступает. Регулярно работают два го-клуба (на Фонтанке, 91, и на Миллионной, 11), регулярных игроков насчитывается несколько сотен.

В мире сейчас популярность го, как и других интеллектуальных игр, скорее падает – сказывается конкуренция с многочисленными компьютерными играми. В России же, напротив, наблюдается рост, и нынешний Кубок России стал самым массовым за все годы проведения.

– Мы четко определили нашу целевую аудиторию, – объясняет президент Санкт-Петербургской федерации го Максим Подоляк. – Это относительно молодые люди (от 20 до 35 лет), получившие хорошую работу и имеющие внутреннюю потребность к развитию.

Какие же качества развивает го? Как и другие интеллектуальные игры: память, умение логически мыслить, просчитывать варианты развития событий. Но есть и свои уникальные особенности: например, здесь куда больше развивается пространственное мышление.

– Игрок должен видеть не только отдельные участки доски, где идут локальные сражения, но и всю картину целиком, – объясняет Комацу-сан. – Важно и умение найти баланс: иногда лучше отдать часть территории ради более важных вещей. Го-мастер дол-жен быть большим стратегом. И еще важно не столько просчитать, сколько прочувствовать, понять, что должно произойти дальше. Требуется своеобразный дар предвидения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.


Комментарии