Доплата за красоту
Американский экономист и социолог Ричард ФЛОРИДА прославился как автор теории креативной урбанистики. Недавно его книга «Кто твой город?» вышла в московском издательстве «Стрелка пресс» и уже стала одним из пособий для петербургских студентов-архитекторов и строителей.
Иллюстрация Maya2008/shutterstock.com
Вот основные постулаты ученого. Все знают о «пирамиде Маслоу»: системе иерархии человеческих потребностей. Аксиомой считается, что люди сперва удовлетворяют базовые нужды (питание, крыша над головой), а затем уж думают о высоком (уважении в обществе, эстетике и пр.).
Ричард Флорида замечает, что человек стремится к вершине еще до реализации первичных интересов. В обществе, где имущие живут рядом с неимущими, вершина пирамиды не кажется роскошью. Что касается города, то жители справедливо полагают, что в их районе должна быть сформирована комфортная среда с доступными базовыми услугами - транспортом, социальной инфраструктурой и пр.
Но красота тоже значит многое. Чем выше люди оценивают красоту своего района (природной среды и рекреационного пространства), тем выше их общий уровень удовлетворенности. И поскольку они ожидают, что базовые услуги будут им предоставлены по умолчанию, в конце концов они начинают ценить эстетику чуть выше. Это похоже на покупку машины. Когда автомобильные марки существенно различались между собой по качеству, покупатели выбирали лучший товар. Но теперь большинство людей ожидают, что любая машина будет соответствовать некоторому пороговому уровню качества, поэтому при выборе они ориентируются на дизайн, стиль, тип и набор желательных функций.
Ошибочно полагать, что эстетика - это роскошь, о которой думают только богатые люди. Люди жаждут красоты, ищут ее во всем, что их окружает. Экономисты называют это доплатой за красоту (beauty premium). То, что эстетически приятно, привлекает людей и заставляет их платить больше.
Города всего мира сегодня все больше инвестируют в создание культурной среды. Она в свою очередь не только создает мегаполисам хорошую репутацию, но и подстегивает экономический рост. В ходе «Опроса о месте и счастье», проведенного под руководством Флориды, исследователи обнаружили, что хотя культурная и ночная жизнь и не так важны для респондентов, как красота и возможности для социализации, но тоже играют важную роль в формировании удовлетворенности местом жительства.
Мэтр поделился в своей книге и личностными оценками. «Прожив в Питтсбурге почти двадцать лет, я стал фанатом индустриальный эстетики, - пишет Ричард Флорида. - Меня невероятно манят и само положение города между тремя красивыми реками, и его основательный промышленный ландшафт. Я сохранил нежнейшие воспоминания о велосипедных прогулках по узким улочкам промышленной части Питтсбурга и крутых подъемах на холмы пригородов - а это было занятие не из легких! Ренессанс озерного побережья Чикаго с невероятными постройками ХХ века и великолепно отреставрированными кварталами показывает, каким эффектным брендом может стать эстетика старых районов».
Комментарии