Загадочная смерть

Все мировые СМИ вот уже вторую неделю посвящают массу материалов загадочному убийству в аэропорту столицы Малайзии Куала-Лумпуре сводного брата нынешнего лидера Северной Кореи Ким Чен Ына. Смерть человека, в паспорте которого записано, что он Ким Чхоль, похожа на сюжет хорошего триллера, где все происходит на глазах десятков свидетелей, но от этого, наоборот, ничего не становится ясно.

 Загадочная смерть | ФОТО Центральное телеграфное агентство Кореи_ТАСС

ФОТО Центральное телеграфное агентство Кореи_ТАСС

Первым о смерти именно брата главы КНДР сообщило со ссылкой на местную полицию южнокорейское новостное агентство «Ренхап». Оно рассказало, что умерший в карете «скорой помощи» человек с паспортом на чужую фамилию был не кем иным, как старшим братом Ким Чен Ына. Агентство также поведало о некоторых деталях трагического события. Ким Чен Нам якобы был убит двумя девушками, уколовшими его отравленными иглами прямо в зале ожидания аэропорта. Журналисты приводят слова начальника охраны аэропорта, который подтвердил, что в понедельник, 13 февраля, одному корейцу, приблизительно 40 лет, стало плохо в зале ожидания, «скорая» увезла его в больницу, но по пути он скончался.

Впоследствии, как рассказала малазийская полиция, по горячим следам были задержаны две молодые женщины 25 и 29 лет, которые брызнули в лицо Киму какую-то жидкость. Хотя одна из них была вьетнамка, а вторая индонезийка, агентство «Ренхап» сделало глубокомысленный вывод, что в аэропорту произошло убийство и его непосредственными исполнителями были «два агента северокорейской разведки».

Так «северокорейский след» стал доминирующим в освещении событий в аэропорту Куала-Лумпура.

Через пять дней после случившегося заместитель директора полиции Малайзии на специальной пресс-конференции, посвященной расследованию этого резонансного дела, заявил, что кроме уже двух задержанных в качестве подозреваемых женщин в организации убийства замешаны еще пять мужчин, причем все они граждане КНДР. Один из них задержан, остальные четверо покинули Малайзию сразу после покушения и сейчас объявлены в международный розыск.

Как было установлено следствием, вся пятерка прибыла заранее на место преступления и наблюдала за убийством со стороны. Двое из них отслеживали Ким Чен Нама уже в течение года, следуя за ним по разным странам Юго-Восточной Азии. Как выяснила полиция, никто из подозреваемых не имел дипломатического паспорта КНДР. Впрочем, на вопрос одного из журналистов о том, организовано ли убийство властями Северной Кореи, полицейский чин не ответил прямо, хотя и намекнул на возможных заказчиков: «Все подозреваемые - граждане КНДР».

Данного намека оказалось достаточно, чтобы власти Южной Кореи, до сих пор державшие паузу в оценке случившегося в аэропорту Куала-Лумпура, начали пропагандистскую атаку на своего северного соседа. В конце прошлой недели официальный представитель министерства объединения Республики Корея назвал убийство Ким Чен Нама террористическим актом, который наглядно демонстрирует «непредсказуемость и жестокость северокорейского режима». Через день временно исполняющий обязанности президента Южной Кореи Хван Ге Ан призвал правительственных чиновников запросить помощи у международного сообщества и принудить КНДР «заплатить должную цену за террористический акт».

Впрочем, однозначно «северокорейский след» случившегося в Малайзии вызывает у многих аналитиков обоснованное недоверие. Так, ведущий сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов считает, что властям Пхеньяна просто незачем убивать Ким Чен Нама. «С точки зрения влияния его на северокорейскую политику «он был никто и звали его никак». У старшего Кима были осторожные высказывания против режима. Изредка он говорил об отсутствии у брата лидерских качеств. Но Ким Чен Нам никогда не был диссидентом. Он типичный плейбой и любитель азартных игр, не более того. А версия, высказанная японским агентством Jiji Press, что якобы Ким Чен Ын опасался, что его брат может сформировать правительство Северной Кореи в изгнании и возглавить его, вызывает лишь улыбку».

Мнение российского эксперта поддерживает и известный американский специалист по Северной Корее Майкл Медден. Он считает, что у лидера КНДР не было причины убивать своего сводного брата, поскольку тот не представлял реальной угрозы режиму и никогда официально не претендовал на пост лидера страны. «То, что нам до сих пор не предъявляют никаких серьезных фактов, дает повод сомневаться в объективности расследования. Я не исключаю, что у Ким Чен Нама мог случиться обыкновенный инфаркт», - заключает американский эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

По сведениям агентства Рейтер, посол КНДР в Малайзии заявил, что власти этой страны до сих пор не предоставили доказательств, что погибший в аэропорту - брат северокорейского лидера. По данным посольства, убитый - гражданин КНДР Ким Чхоль, как и указано в его паспорте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5895) от 22.02.2017.


Комментарии