Венесуэла забурлила

Начавшиеся в Венесуэле 4 апреля марши протеста дошли, похоже, до кульминации. Они стали самыми масштабными с 2014 года.

Венесуэла забурлила | ФОТО Juan Carlos Hernandez ZUMA Wire/ТАСС

ФОТО Juan Carlos Hernandez ZUMA Wire/ТАСС

По данным The Guardian, в них приняли участие несколько сотен тысяч человек. Манифестанты требовали проведения справедливых выборов и отставки президента Николаса Мадуро. Как могут развиваться события в стране дальше и какими станут отношения между Каракасом и Москвой, активно обсуждают политики и эксперты.

«Мы крайне обеспокоены развитием событий в Венесуэле и призываем приложить все усилия для снижения напряженности и предотвращения новых столкновений», - говорится в заявлении Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, размещенном на сайте всемирной организации. «Мы призываем все стороны сделать шаг навстречу друг другу с тем, чтобы добиться снижения поляризации и создать необходимые условия для решения проблем страны на благо венесуэльского народа», - подчеркнул Гутерриш.

«Исход столкновения режима и оппозиции пока крайне непредсказуем, так как обе стороны конфликта заняли жесткую позицию и уступать не собираются, - говорит в беседе с корреспондентом РБК специалист по истории и политике стран Латинской Америки Татьяна Ворожейкина. - Мадуро, с трудом выигравший президентские выборы 2013 года, не пойдет на уступки и не согласится на проведение досрочных выборов, как требует этого оппозиция (плановые выборы должны состояться в 2018 году). Но даже если будет реализован сценарий досрочных выборов, у противников Мадуро нет сильного кандидата на президентский пост: лидеру либеральной оппозиции - губернатору штата Миранда Энрике Каприлесу - запретили баллотироваться в течение 15 лет, а второй популярный оппозиционер - Леопольдо Лопес, возглавивший антиправительственные протесты 2014 года, - отбывает срок заключения в тюрьме».

Уверенность Мадуро в своих силах, несмотря на многолетние протесты и плохую экономическую ситуацию в стране, эксперт по проблемам Латинской Америки Евгений Бай объясняет на сайте РБК тем, что его полностью поддерживает армейское руководство. «Военные боятся смены власти, так как сотни из них участвуют в наркотрафике, совершили другие преступления против собственных граждан. В случае прихода к власти оппозиции многие армейские чины неизбежно предстанут перед судом».

«У властей Венесуэлы практически не осталось резервов для урегулирования ситуации в стране, переживающей серьезнейший экономический кризис и охваченной выступлениями оппозиции, - заявил Интерфаксу научный руководитель Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов. - Мадуро, конечно, будет стараться «заморозить» этот процесс. Но одно дело желание, другое - действительность, которая практически не оставляет ему шансов». По мнению эксперта, у «чавесистов» есть серьезные основания опасаться потери власти. «Ситуация предельно сложная и резко отличается от положения, которое было во время правления Уго Чавеса, - считает Давыдов. - Возможности и ресурсы, которыми располагает Мадуро, несопоставимы с тем, что имел Чавес. Положение чревато падением нынешней власти, которая, конечно, пытается мобилизовать все свои резервы для того, чтобы исключить возможность победы оппозиции в уличных столкновениях».

Венесуэла находится в затяжном экономическом кризисе, начавшемся еще при правлении Чавеса. Усугубило ситуацию падение мировых цен на нефть. По данным венесуэльской консалтинговой компании Ecoanalitica, в 2016 году инфляция в стране достигла 525%. Инвестиционный банк Torino Capital в Нью-Йорке назвал цифру 453%. Уровень безработицы в 2017-м, по оценкам МВФ, может превысить 25%. В следующем году этот показатель может достигнуть 28%. В 2015 году безработица была на уровне 7,4%.

«Перспективы российских компаний, ведущих сегодня бизнес в Венесуэле, будут зависеть от развития событий - при сохранении у власти Мадуро им ничего не угрожает, - говорит Евгений Бай. - Однако в случае прихода к власти оппозиции в первую очередь пострадает «Роснефть», которая вложила миллиарды долларов в освоение нефтяного шельфа в бассейне Ориноко. Находящаяся в руках оппозиции национальная ассамблея уже раскритиковала контракт «Роснефти» на $500 млн с государственной компанией Petroleos de Venezuela (PDVSA). К тому же в случае победы оппозиции в Венесуэлу неизбежно вернутся крупные американские нефтяные компании, некогда изгнанные из страны Уго Чавесом».

По оценке Владимира Давыдова, не следует ожидать, что в случае изменения внутриполитического расклада в Венесуэле отношения между Москвой и Каракасом окажутся в состоянии кризиса. «Наша дипломатическая и торгово-экономическая практика показывает, что если мы ориентируемся не на власть, а на страну в целом, то дела для Москвы складываются не самым плохим образом. В данном случае показателен пример Аргентины: там сменилось правительство, но основные договоренности по торгово-экономической части сохраняются. Сотрудничество идет свои чередом и приносит хорошие плоды обеим сторонам. Полагаю, так возможно и в Венесуэле», - резюмирует эксперт.

1 мая Николас Мадуро объявил, что решил созвать национальное учредительное собрание, которое, согласно местным законам, имеет полномочия по реформированию государственного управления, правовой системы и основного закона страны. Президент также подчеркнул, что хочет, чтобы в парламенте страны были представители «рабочего класса, а не элиты». Противники же Мадуро считают, что таким образом глава государства пытается ослабить оппозиционные силы, настаивающие на его отставке, сообщает Reuters.

#Венесуэла #Мадуро #кризис

Комментарии